СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ РАДИОВЕЩАНИЯ.......................12
•Возникновение радио как общественного института...............14
•Структура советской модели радиовещания.......................23
•Содержание государственного радио.............................35
•Аудитория советского радио....................................52
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
РАДИОВЕЩАНИЯ.......................................................57
•Правовые основы формирования коммерческого радиовещания.......58
•Структура отечественной системы радиовещания..................61
•Современное программное наполнение радио......................74
ГЛАВА 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ 98
•Возникновение рынка радиорекламы..............................98
•Становление исследований аудитории радио.....................110
•Дифференциация аудитории радио...............................116
•Перспективы развития отечественного радиовещания.............126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................... 131
ПРИЛОЖЕНИЕ. ЭФИРНАЯ КАРТА Г. МОСКВЫ...............................134
БИБЛИОГРАФИЯ......................................................136
Введение
Актуальность темы исследования. Радио в России занимает важное место в ряду наиболее популярных средств массовой коммуникации. По данным социологических исследований1, в крупных городах число ежедневно слушающих радио достигает 75%, хотя бы раз в неделю радио слушает 90% жителей крупных городов.
Радиовещание представляет собой средство информирования массовой аудитории, границы которого порой простираются не только за пределы города, региона, но и страны, из которой ведется вещание. Между вещателем и аудиторией складывается комплекс взаимоотношений, в ходе которого происходит их взаимное развитие, так как не только радио оказывает влияние на аудиторию, но и аудитория по-своему воздействует на радиовещание. Ответственность радиовещания перед обществом растет пропорционально охвату аудитории и эта тенденция с каждым годом лишь усиливается.
Зародившись на заре века, радиовещание очень скоро приобрело необычно широкие возможности и трансформировалось в сложное социальное образование, начав функционировать в качестве социального института. Выступая, с одной стороны, следствием потребности общества в коммуникации, радиовещание породило целый ряд новых социальных условий и связей. Широкое развитие радиовещания выступило, таким образом, основанием для возбуждения научного интереса к этой сфере.
В компетенции социальных наук, в частности, социологии, находится решение следующих вопросов: изучение становления радиовещания как общественного института, закономерностей его развития и функционирования, а также механизмах взаимодействия общества и радиовещания.
Современная практика радио намного опережает отечественную теорию, не предусмотревшую развитие коммерческого радиовещания в России. Возникновение коммерческого радио в России относится к началу
з
Глава 1. Государственная модель радиовещания
Широкое развитие средств массовой коммуникации веке поставило перед научным сообществом ряд непростых вопросов. В ответ на это, начиная с середины 20 века в социальной теории активно развивается новая область знаний - коммуникативистика, объединяющая научные подходы к изучению средств массовой коммуникации. Многообразие научных концепций формируется вокруг таких проблем, как влияние средств массовой коммуникации на общество, особенности их функционирования в современном обществе, а также пути и факторы их развития.
Радио представляет собой один из полюсов системы средств массовой коммуникации, влияние которого распространяется на все общество в целом. Сыграв свою главную роль в середине столетия, радио уступило позицию лидера телевидению, ставшему новым центром внимания общественности и социальной науки. Значительная часть работ области коммуникативистики рассматривает всю систему средств массовой коммуникации через призму телевизионного влияния, признавая его доминирующее влияние в обществе. Оставаясь «в тени» глобальных концепций, посвященных телевидению, исследования радио основываются частично на них, частично разрабатывают собственные подходы и теории.
В настоящее время широкое распространение получил подход к изучению радиовещания, опирающийся на классическую концепцию структурного функционализма. Центральным моментом структурного функционализма является осмысление общества как социальной системы, структуры которой служат поддержанию ее целостности. Вместе с тем изучение радиовещания не может игнорировать ярких теорий, обогативших научные взгляды во второй половине столетия. К ним относится медиа-центричная концепция Маршалла Маклюэна, полагающего доминирующее влияние способа коммуникации в развитии общества. Идеи А.Моля о социодинамике культуры, где решающее влияние принадлежит средствам массовой коммуникации, а также научный поиск У.Шрамма, Р.Мертона и П.Лазерсфельда, касающийся механизмов воздействия средств массовой коммуникации на общество.
13
• Возникновение радио как общественного института
Сильный и независимый представитель «четвертой власти» - радио -имеет более чем столетнюю историю, богатую событиями, интригами и тайнами. Возникновение и развитие любого средства массовой информации связано с комплексом научно-технических и социальных условий, будь то печать, кино, радио, телевидение, либо интернет. Социальная потребность в тиражировании и передаче информации существует издавна, современная история знает большое число способов, разработанных в различных обществах в различные исторические эпохи.
Возникновение первого средства массовой информации - печати -восходит к концу XIV века. Развитие производственных и финансовых структур, укрепление позиций образовательных учреждений, развитие государственного аппарата в Европе требовало новых средств коммуникации, позволяющих в короткие сроки тиражировать и распространять информацию, рассчитанную на широкого потребителя. В то время уже существовал печатный станок в виде виноградного пресса для изготовления оттисков. Не одно столетие книгопечатание представляло собой сложный процесс, в ходе которого текст сначала полностью вырезался на деревянной или металлической пластине и лишь потом переносился на бумагу. К XV веку в употребление вошли подвижные литеры набора, заменившие цельногравированную доску, однако эта технология не позволяла тиражировать печатные издания в необходимом количестве.
Прорывом в книгопечатании стало усовершенствование печатного станка, предложенное Иоганном Гутенбергом в конце XV века. Гутенберг изготовил металлический стержень с буквой на конце, называемый «пуансон», а также применил для изготовления пластины мягкий материал, на котором пуансон легко оставлял оттиск. Пластина - «матрица» - далее использовалась в качестве формы для отлива свинцовых литер набора. Спустя десятилетие новая технология уже широко использовалась, а к началу 16 века в Европе уже существовало порядка 200 типографий6. Новое средство коммуникации
6 Люблинский B.C. На заре книгопечатания. - Л., 1959. - С.37.
14
- Київ+380960830922