Следившие
Огр.
Введение___________________________________________________________________2
Глава 1. Тесретикх>-методслогические основы изучения творческой активности личности._____________________________________________________________ 15
1.1. Творческая активность как сущностная характеристика личности. 15
1.2. Творческий потенциал как источник творческой активности. ____________________________________________________________________ 38
1.3. Особенности формирования творческой активности в процессе
социализации и самореализации личности в система вьптего образования._______________________________________________________________________53
Глава 2.Факторы развития творческой активности студентов._________________74
2.1 Влияние учебного процесса на формирование и проявление творческой активности личности.________________________________________________74
2.2. Формирование псгребносгно - мотивационной сферы студентов как фактор развития творческой активности.________________________________ 97
2.3. Социальная среда как условие развитая творческой активности будущих специалистов._____________________________________________________121
Заклшение___________________________________________________________148
Библиография________________________________________________________149
Приложение__________________________________________________________163
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена растущей потребностью общества в людях, обладающих личной инициативой, социальной активностью и высоким уровнем развития творческих способностей.
Научный интерес к анализу процесса становления, развития, самореализации личности и рели творчества в этом процессе охватывает вое белее широкие сферы гуманитарного знания. Одной из проблем, находящихся сегодня в фокусе гуманитарных наук, является исследование творческой активности в процессе формирования личности социумом, ее социализации, а также проявления творческой активности в процессах самореализации. Исследование взаимосвязи, существующей между творческим потенциалом, творческой активностью и процессом творчеством - с одной стороны, и взаимоотношений, складавакшихся между социокультурной системой и личностью, - с другой, способствует пониманию творческой сущности человека, его преобразовательной, инновационной деятельности.
Формирование творческой активности личности осуществляется в процессе социализации. Социокультурная среда, общественные условия оказывают социализирующее воздействие на личность, в то же время значимее для человека ценностные ориентиры определяются им самостоятельно и зависят от его способности целенаправленно и свободно выбирать цели и средства деятельности, проявлять активность во взаимодействии с обществом. Штульс преобразования, внутренняя активность личности воплощается в творчестве человека.
Очевидно, что на процесс формирования личности и ее творческой активности оказывают воздействие различные факторы социокультурной системы, среди которых важнейшее шею принадлежит системе образования. В связи с этим необходимо углубленное изучение процесса формирования творческой активности в системе образования. Особенно это относится к системе высшего образования, поскольку здесь человек находится в условиях не просто обучения - подготовки к профессиональному выхжэквалифи-
активной стороной во всех отношениях этой деятельности, которая предполагает как субъект - сбъектныэ, так и субъект - субьектнье отношения. Исключить деятельностный подход в творчестве личности невозможно. «Несомненно, творчество - если мы ведем речь о творчестве человека, а не о каких - то неведомых нам действиях потусторонних сип и субстанций, входит в систему деятельности... Отаода вполне правомерно утверждение, согласно которому творчество есть развитие, предполагающее естественно, и взаимодействие, но только такое, которое реализуется в форме человеческой деятельности. Вне человеческой деятельности понятие творчества, конечно, беспредметно.»(60,С.64)
Проблеш деятельности и активности неоднократно обседалась в фк-лсссфсксй, социологической, психалого - педагогической литературе (Л. П. Буева, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев). Но, несмотря на многочисленньв исследования ученых, как отмечают философы, (33,79,103) эти понятия «деятельность» и «активность» все еще не приобрели статус философской категории и поэтому их аспекты достаточно не изучены. Но они являются основопстгаюшими понятиями проблемы личности, поэтому далее в параграфе 1мы рассмотрим их соотношение более подробно.
Современные философские изыскания, как правило, «преодолевают» рамки деятельностного подхода к объяснению творческой сущности человека. Они исходят из принципиальной невозможности форувльно-лоплческого определения природы человека. Любая попытка дать однозначную дефиницию человека ведет к отрицанию такой его родовой характеристики как готовность, способность и возможность к творчески - преобразовательной деятельности. «Почувствовав в себе субъекта», человек тем сам>м включает себя во вое многообразие бытия: в прошлое, настоящее и будущее, в материальное и духовное, в природное и соииально-культусное, в познание и в деятельность, в творческое и репродуктивное, в производство и в потребление, реализуя тем сам>м свою творчески - преобразовательную сущность в широчайшем! диапазоне. Постижение человека в его сущности и многообра-
22
зим достигается .лишь усилиями всей наличной культуры, в рамках которой собственно научное познание играет важную, но отнюдь не единственную роль. Сам процесс развития цивилизованного общества обуславливает потребность постановки задачи формирования развитой, творчески активной личности. Можно предположить, что творческая деятельность способна оказаться одним из основных видов человеческой активности и изменить фундаментальнее закономерности в социальной и других сферах.
Идея активности используется применительно к человеку и социальные явлениям и в рамках идеалистической философии. Например, Н. А. Бердяев включал проблему активности в самоопределение личности: «Личность, - писал он, - может Сыть понята линь как акт, она противоположна пассивности, она всегда означает творческое сопротивление. Акт всегда есть творческий акт, нетворческий акт... есть пассивность. Акт не может Сыть повторением, он всегда несет в себе новизну. Творческий акт всегда связан с глубиной личности. Личность есть творчество... Настоящая активность, определяющая личность, есть активность духа. Без внутренней свободы активность оказывается пассивностью духа, детерминированностью извне». [21.С.353].
Психологи определяют личность как системное социальное качество, приобретаемое индивидам в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отнешений в индивиде (см. 121, С. 191-225). Психология рассматривает активность личности через анализ мЕжиндивидуальных отнешений, раскрывает мзжлич-носгнье связи, формирующие личность в коллективе, изучает психологические особенности человека. Она пытается раскрыть внутренние механизмы персонифицированного воздействия среды, система мотивации поведения и психических факторов взаимоотношений людей в различных оферах деятельности и на различных этапах социализации. С точки зрения исследуемой проблема важно, что патологический подход к изучению активности личности при всем многообразии определений исходят из признания личности как
- Київ+380960830922