Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1 Методология социологического анализа взаимодействия государства и населения в сфере налогов..............................10
1.1 Налогообложение как особый тип социального взаимодействия........10
1.2 Факторы, определяющие отношение населения к современной налоговой системе...........................................................33
Глава 2 Основные противоречия во мнениях населения о современной налоговой системе........................................................61
2.1 Ориентации и установки юридических лиц на основные налоги хозяйствующих субъектов.....................................................61
2.2 Отношение физических лиц к современной налоговой системе.........89
Заключение..........................................................113
Список литературы...................................................117
2
Введение
Актуальность изучения отношения различных групп населения к налогам связано с тем, что утверждение рыночной экономики ведет к демократизации всех сторон общественной жизни. Налогообложение является той стороной экономической жизни страны, которая касается буквально каждого человека. Еще сравнительно недавно при социализме существовала ограниченная, отрицающая важные законы экономики система налогов. Жесткая административная система не давала возможности какого-либо участия различных социальных групп в поиске способов совершенствования налогов и влияние их на деятельность хозяйствующих субъектов и отдельных граждан. В совокупность духовных ценностей населения не входили те представления, которые связаны с возможностью активного воздействия на совершенствование налогов, используемых государством для пополнения казны.
Демократизация общественной жизни, направленная, в частности, на постоянный рост уровня материального благосостояния населения, предполагает повышение роли общественного мнения при разработке, принятии и реализации новых налоговых программ при налогообложении юридических и физических лиц. Специальные исследования по данному вопросу в сфере экономической науки, а также социологический анализ теории и практики формирования и изменения отношения населения к действующей системе налогообложения позволяет определить перспективные пути совершенствования взаимодействия между государством и населением в решении этой задачи.
Каждый человек прямо или косвенно ощущает влияние налогообложения на его повседневную жизнь. От объема собранных налогов зависит существование самого государства, возможность выполнения им важнейших обязательств перед населением страны. Огромная по численности часть людей, работающих в бюджетных организациях, прямо заинтересована в увеличении размеров тех налогов, часть которых идет на их заработную плату. Однако рост налоговой нагрузки усиливает активность многих предпринима-
3
пределения и контроля за теми, кто должен их платить.1 Основное внимание в экономических теориях налогов уделяется государству. Оно выступает в качестве ведущего субъекта осуществления налогообложения. Ему приписываются все функции, связанные с регулированием отношений с теми социальными группами, которые должны по его указанию платить в неукоснительном порядке установленные размеры прямых налогов.
Сама система потребностей населения в налогах, в активном участии в определении их размеров экономистами не изучается. Такой односторонний подход, когда ведущая роль принадлежит одному из субъектов социального взаимодействия, ведет к ограниченному пониманию и самой сущности налогов.
Считается, что основоположником теории налогов является известный английский экономист Адам Смит. Он определял налоги как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно
л
хозяйствующих субъектов. В таком понимании государство выступает в качестве того субъекта, который, исходя из своих потребностей, осуществляет всю налоговую политику. Оно не является субъектом, который зарабатывает денежные средства. Этот процесс осуществляется активным в экономическом плане населением, которое должно, независимо от своей воли, отдать часть доходов. Иначе органы центральной, региональной и местной власти будут преследовать уклоняющихся от налогообложения.
Такое понимание сущности налогов, возникшее еще в конце XVIII века, сохраняется до сих пор. Воспроизведем одно из типичных определений налогов в экономической теории. «Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога».3 Четко подчеркивается, что государство не добровольно, а принудительно берет часть той стоимости, ко-
1 См. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народа. Т.2 • М., 1935. Кейнс Д.Ж. М. Общая теория занятости процента и денег.- М., 1978. Федосов В.М. Современный капитализм и налоги. - Киев, 1987. Пепеляев С.Г. Законы о налогах: элементы структуры.- М., 1995.
2 См.: Смит А. Указ. Соч.-Кн.5. - М., 1992.- С.588.
3 Налоги.-М., 2003.- С.38.
торая создана активно участвующими в производстве индивидами и общностями. К ним относятся, в первую очередь, работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные ценности, которые становятся предметом налогообложения. Как только человек что-то произвел, так он должен сразу отдать часть полученного дохода государству.
Важно отметить, что не все граждане были и являются в настоящее время плательщиками налогов. В истории зафиксированы времена, когда практически только мужчины, независимо от возраста, облагались налогом. Так, например, существовал подушевой налог во времена Екатерины II. Все мужчины, независимо от возраста, степени участия в труде, должны были платить налоги. Женщин почему-то не считали людьми в полной мере, и женская «душа» не облагалась налогами.
В настоящее время основными плательщиками налогов являются хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере производства различных товаров и услуг. Им принадлежат различные предприятия малого, крупного и среднего бизнеса. Налоги не платят пенсионеры с пенсии, освобождены от них ветераны войны и часть других льготников. Государст-во, исходя из общей стоимости валового внутреннего продукта, определяет с остальных лиц ту долю, которая должна быть ему отдана.
Анализ экономической трактовки налогов показывает, что в нем присутствует ссылка на население, когда отмечается использование налогов в пользу общества. Следовательно, в косвенной форме в экономической теории признается налогообложение, как особая форма взаимодействия между двумя особыми субъектами. С одной стороны - государство, с другой стороны -население, в той его части, которая имеет доходы от трудовой и производственной деятельности.
Социологический анализ этого взаимодействия позволяет определить односторонность экономического подхода и выяснить специфические характеристики взаимодействия между данными социальными субъектами при налогообложении. Ведущим субъектом, на наш взгляд, следует рассматривать
- Київ+380960830922