2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧ110СТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА..................................12
1.1. Мировоззрение личности как объект научного анализа......12
1.2. Специфика социокультурного подхода к феномену воспитания 23
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ИНДИВИДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ.........................58
2.1. Университет и его место в духовной жизни общества.......58
2.2. Социализация и воспитание в духовной жизни вуза.........67
2.3. Ценностные ориентации как важнейшая составляющая мировоззрения личности.....................................................82
ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.....................96
3.1. Ценностные ориентации и социальный идеал студенческой молодежи................................................96.
3.2. Специфика воспитательной деятельности вузов.........115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................120
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................126
3
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей общественного развития трансформирующейся России является формирование личности, способной к созиданию. В обществе происходят глубокие социально-экономические и политические изменения. В сознании людей, как и на индивидуальном, так и на групповом уровнях, происходят изменения духовно-нравственных ориентиров, идеалов, ценностных ориентаций. В настоящее время в российском социуме сложилась ситуация, когда старые ценности во многом потеряли свою значимость, а новые ценностные ориентиры только создаются. В этот период возрастает воспитательная роль основных социальных институтов, среди которых высшее образование занимает ведущее место в формировании мировоззрения молодежи. Традиционно именно на молодежь общество и государство возлагают большие надежды как на профессиональное и творческое, будущее нации. Возрождение российского общества требует от обществоведов и гуманитариев большой научно-теоретической работы по созданию обновленных ценностных ориентиров, которые составляют аксиологический базис мировоззрения индивида. Именно высшая школа помогает молодому человеку реализовать свой потенциал, формирует качества личности, позволяющие изменить его ценностное отношение к миру.
Становление индивида происходит в ходе взаимодействия биогенных, психогенных и социогенных факторов. Социализационный процесс в вузе представляет собой двуединый процесс образования и воспитания. Его цель формирование высоко профессиональной, творческой личности, способной участвовать в процессе реформирования современной России.
13
ценностные ориентации.
Отмеченные аспекты отражают именно социально-философское видение мировоззрения.
В других определениях мировоззрения делается акцент на его отдельных характеристиках: «Мировоззрение есть форма самосознания личности и общества, через которую субъект осознает свою общественную сущность и оценивает свою духовно-практическую деятельность».6
Следует сказать, что в постановке проблем, связанных с мировоззрением личности, мы не можем не отметить доминирующее влияние диалектики, историко-материалистических позиций, которые составляют фон большинства научных исследований.
В русле марксистского подхода отметим понимание исследуемого феномена С.М. Ковалевым: «Мировоззрение включает философские, научные, политические, нравственные, и эстетические взгляды человека. Оно формируется под влиянием как объективных (общественное бытие), так и субъективных (общественное: сознание, позиция самого субъекта) факторов.
Мировоззрение есть, прежде всего, знания о мире. Но познающий субъект обладает активностью, и, поэтому, в его мировоззрении мир не просто отражается таким, каким он есть, но и определенным образом оценивается; именно в данной оценке выражается отношение человека к миру. Это знание обогащает духовный мир человека, знание-оценка и знание-отношение способствует выработке его социальной позиции, принципов поведения, жизненных установок. Все это означает, что мировоззрение - не просто система знаний, но и система убеждений,
6 Шубин В.И., Капитон В.П. Природа философского знания. Днепропетровск: 1999. С. 9.
14
выражающих отношение человека к действительности».7
Подобной позиции придерживается и Т.Е. Ойзерман, утверждая, что «речь идет об основных человеческих убеждениях относительно природы, личной и общественной жизни, - убеждениях, которые играют интегрирующую роль в познании, поведении, творчестве, совместной практической деятельности людей».8
Мировоззрение как явление духовной жизни общества, ядро духовного мира личности является специфической формой отражения действительности. Объектом отражения при этом является вся объективная и субъективная реальность, предметом - существенные признаки и содержание бытия, а также другие характеристики, которые связаны с ценностной ориентацией и смысложизненными интересами субъекта.
Субъектами - носителями мировоззрения могут быть личность, социальная 1руппа, социальный институт. В данном исследовании субъектом мировоззрения является студент как личность.
В процессе исследования мировоззрения нам необходимо обратиться к анализу таких понятий как мироощущение, миросозерцание, мировосприятие, миропонимание. Это нужно для более глубокого анализа раскрытия данного предмета.
Мироощущение - это отношение человека к окружающему миру, проявляющееся в его настроениях, чувствах и соответствующих им действиях. Мироощущение выражает поверхностную, ситуативную связь человека с миром и самим собой, представляющую начальную ступень объективно-практического освоения мира человеком, его оценку в соответствии с потребностями и интересами. Через мироощущение осуществляются первые осознаваемые контакты людей с окружающим миром и самим собой как представителями этого мира.
' Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. - М.: 1980. С. 122-123.
8 Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. - М.: Мысль, 1982. С. 139.
- Київ+380960830922