Оглавление
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
РЕПАТРИАЦИИ
1.1 .Этническая группа, диаспора, репатриация: экспликация соотношения.............................................16
1.2. Концептуальные парадигмы социокультурной адаптации.37
1.3. Взаимосвязь исторической памяти и идентичности.....57
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ КОСОВСКИХ АДЫГОВ
2.1. Социокультурная характеристика косовских адыгов. 77
2.2. Этническая культура как форма и способ адаптации косовских адыгов.................................95
2.3. Интеграция косовских адыгов в формирующуюся общероссийскую идентичность.....................110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................125
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................130
ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................142
г
Введение
Актуальность темы исследования. В последние два десятилетия XIX
в. эмиграция из России резко возросла. Особую группу эмигрантов составили «мухаджиры» (от араб, «мухаджерет» - переселение, эмиграция) - жители западной части Северного Кавказа, которые покинули территорию своего проживания в ходе Кавказской войны. Они переселились в разные регионы Османской империи, но больше всего - на Малоазиатский полуостров. В случае с адыгами значимость количественного показателя довольно велика. По разным оценкам, численность зарубежной адыгской диаспоры колеблется в пределах от одного до трех млн. человек.
С середины XX в. проблема репатриации (ге - лат. вновь, снова, назад, раїгіа родина) стала предметом международного законодательного регулирования и научного анализа. Ее стали рассматривать на международном, постсоветском, российском и региональном уровнях.
В 1998-1999 гг., когда в результате острого межэтнического конфликта жизнь адыгов в Югославии оказалась под угрозой, вопрос о возвращении этнических адыгов на историческую родину был решен на федеральном и республиканском уровнях власти. Из Косово в Адыгею по собственному желанию возвратилась малочисленная группа этнических репатриантов (около 200 человек). Косовские адыги были не просто репатриантами, но еще и беженцами. С этой точки зрения их возвращение и прием оценили в отечественной науке как гуманитарную акцию. К тому же проблема решалась на определенной правовой основе - законе Адыгеи о репатриации. Тем не менее, косовских адыгов неоднозначно восприняли как в России, гак и в самой Адыгее, усматривая в репатриации некоторую угрозу этнокультурной стабильности региона. В современных условиях проблема «миграция — репатриация - этнокультурная безопасность - национальная безопасность» не утрачивает своей актуальности на практическом и теоретическом уровне.
возвращения этнической группы на родину. Понятия «этническая группа», «диаспора» и «репатриация» взаимосвязаны.
2. В социологии сложились различные концептуальные парадигмы социокультурной адаптации к иноэтничнои среде. Одним из оптимальных вариантов социокультурной адаптации является концепция современного мультикультурализма, не приводящая к ассимиляции и насильственной аккультурации этнических групп, а нацеленная на социальное, в частности социокультурное взаимодействие и взаимообогащение, с одной стороны, с другой - на самосохранение и самовоспроизводство этнических групп. Поэтому ее следует рассматривать как результат социокультурной самоорганизации в процессе адаптации.
3. Между исторической памятью и идентичностью существует взаимосвязь, которая характеризуется тем, что историческая память детерминирована идентичностью. Эта взаимосвязь активно проявляется в этнической культуре, в которой происходит идентификация личности со своей этнической группой, формируя образ исторической родины.
4. В социокультурной характеристике косовских адыгов главной составляющей является удовлетворение их социокультурных потребностей, которые обеспечивают социализацию личности и понимание жизни, определяют основу образа жизни и формирования мировоззренческих ориентаций, а также готовность к тому или иному виду деятельности.
5. Для косовских репатриантов этническая культура явилась формой и способом адаптации в иноэтничной среде Югославии и реадаптации к условиям исторической родины. Причем, особенность этнокультурной идентичности у косовцев определяется во многом через религиозное ценности, отождествляемые с этнокультурными традициями. Религиозные ценности диктуют образ жизни, соблюдение адыгэ хабзэ подчинено мусульманству.
6. Несмотря на сложные трансформационные процессы в России, косовские адыги включаются активно в формирующуюся национальную
идентичность и российскую нацию. Низкий уровень относительной депривации, характерный для этнических репатриантов, усиливает тенденцию к их интеграции в российское социокультурное пространство. Косовские адыги убеждены в том, что национальная политика в России будет способствовать воспроизводству адыгского этноса.
Теоретическое и практическое значение исследования.
- Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении и научном осмыслении проблем диаспоры и репатриации.
- Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут применяться в работе региональных органов власти и особенно на уровне муниципального управления при совершенствовании миграционной политики и разработке программ культурной адаптации различных этнических групп.
- Ряд положений диссертации может представлять интерес в практике государственных органов власти при разработке социальных проектов, политических стратегий и управленческих технологий как эффективных инструментов демократических преобразований применительно к конкретным этническим сообществам.
- Выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы в разработке лекций по курсу «Социология культуры» и спецкурсам по этнодисциплинам.
Апробация результатов работы. Основные положения и результаты исследования докладывались автором на:
- Всероссийской научно-практической конференции «Государственноправовая система России: история и современность» (Майкоп, 2 ноября 2006
г.);
- XXXIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (Краснодар, январь-март 2007 г.);
- IV Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 8-9 февраля 2007 г.).
14
- Київ+380960830922