Ви є тут

Образовательное пространство вуза: состояние и социокультурный потенциал формирования творческой способности специалиста

Автор: 
Беликова Светлана Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295690
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................ 3
Глава I. Теоретико-методологические основании исследования процессов формирования творчества как социальной характеристики специалиста.........................................17
1.1. Социокультурная обусловленность становления новой образовательной парадигмы....................................... 19
1.2. Социокультурный потенциал образовательного пространства как пространства становления профессиональной культуры специалиста......................................................37
1.3. Творческость - качественная характеристика профессиональной культуры современного специалиста............................... 52
Глава II. Новая социальная реальность и трансформация социокультурного потенциала образовательного пространства высшей школы ..................................................... 69
2.1. Социокультурная динамика образовательного пространства вуза:
от культуровоспризводящей к культуротворческой деятельности 69
2.2. Индивидуализация культурно-образовательных траекторий-условие формирования творческой способности специалиста..........85
2.3. Инновационное управление - социальный гарант формирования творчества как характерной черты профессиональной культуры......106
Заключение........................................................ 128
Список использованной литературы.................................. 134
Приложения.........................................................148
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Совершенно очевидно, что по мерс развития постиндустриальной, информационной цивилизации, в связи с переосмыслением человечеством в целом систем ценностей, во многом определяющих целевые установки развития, существенно меняется и значение систем образования. Собственно само образование из средства модернизации превращается в самостоятельную социальную сферу, становится важнейшим элементом развития модальных ресурсов для отдельной страны и мирового сообщества в целом1.
Такой пересмотр основной предназначенности образования не только корректирует ее содержательную составляющую, но и меняет функциональную направленность - от воспроизводящей («воспроизводящее образование») до социально-производящей, инновационной («инновационное образование»). Согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании» оно ориентировано на «свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста», что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
С другой стороны, современный этап общественного развития предъявляет новые требования к интеллектуальному творчеству, раскрывающему свой потенциал в условиях инновационного преобразования социального мира. Серьезные изменения претерпевают не только социальные взаимодействия в сфере культуры и духовной жизни, но и сами условия создания и воспроизводства результатов интеллектуальной деятельности. Меняющийся социальный контекст теоретического знания, динамизм процессов глобализации и информатизации, растущий примат материальных потребностей и интересов людей над духовной сущностью человека обостряют потребность
1 Формирование общества, основанного на знаниях. М., 2003. С. 4.
3
образовательного пространства вуза, способного к обеспечению подготовки специалиста новой формации.
В работе обоснованы предложения по обеспечению содержательной и организационной базы инновационного управления в образовании, которые могут составить основание для проектирования инновационной деятельности, обеспечивающей парадигмальный переход в образовании, как деятельности по реализации инновационного потенциала образовательного пространства в качестве условия формирования творчества как черты профессиональной культуры специалиста.
Выводы и положения диссертации могут быть использованы при разработке учебно-методических комплексов нового поколения, обеспечивающих процесс преподавания курсов по общей социологии, социологии образования и социальной инноватике, как для студенческой аудитории, так и для чтения аналогичных курсов в системе подготовки и переподготовки специалистов
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, докладывались и обсуждались на научных конференциях:
- на 8-й (25-27 марта 2008 г.) и 9-й (24-26 марта 2009 г.) Международных научно-практических конференциях «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете», г. Санкт-Петербург;
- на II Международной научно-практической конференции «Перспективы развития систем среднего и высшего профессионального образования в современном обществе», октябрь 2009 г., г. Пенза;
- на IV Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика современного образования в России», октябрь 2009 г., г. Пенза;
- на III Всероссийском социологическом конгрессе, 2008 г., г. Москва;
15
- на Всероссийской социологической конференции «Образование и общество» 20-22 октября 2009 г., г. Москва;
- на Всероссийской научно-практической конференции «Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития» 23—24 апреля 2009 г., г. Шахты;
- на межвузовских и региональных научно-практических конференциях в 2005-2009 гг. в г. Ростов н/Д, г. Шахты.
Материалы и результаты диссертационной работы представлены в 16 научных работах (в том числе одна (0,7 п.л.) - в изданиях, упомянутых в списке ВАК) общим объемом 3,64 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения, приложения и списка литературы.