Ви є тут

Этнокультурное взаимодействие как фактор социального развития региона : на примере Ставропольского края

Автор: 
Бобрышова Лариса Федоровна
Тип роботи: 
на примере Ставропольского края
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
196
Артикул:
193296
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования этнокультурного взаимодействия в системе социального развития региона 13
1.1. Этнокультурное взаимодействие: интерпретация понятия 13
1.2. Социальное развитие региона как объект социологического анализа 43
Глава 2. Специфика современного этнокультурного взаимодействия в Ставропольском крае 60
2.1. Особенности современной этнодемографической ситуации в Ставропольском крае 60
2.2. Социальное измерение этнокультурных взаимодействий в Ставропольском крае 79
Глава 3. Совершенствование механизма этнокультурного взаимодействия в Ставропольском крае 108
3.1. Государственное регулирование этнокультурных взаимодействий в контексте социального развития региона 108
3.2. Влияние СМИ на характер этнокультурных взаимодействий
в регионе 133
Заключение 155
Си исок литературы 159
Приложение 1 169
Приложение 2 176
Приложение 3 190
2
Введение
Актуальность темы исследования. В период обострения социально-экономической и политической ситуации как в целом в России, так и на Северном Кавказе весьма распространенной стала практика интерпретации многообразия и различия культур в качестве источника реальных и потенциальных конфликтов и противоречий.
Сложная диалектика взаимоотношений между социальными и этнокультурными процессами, а также их роль в формировании конфликтных ситуаций в регионе необоснованно упрощается или чрезмерно политизируется.
Острота происходящих в последние 15 лет событий на Северном Кавказе, которые в части миграционных процессов особенно затронули Ставропольский край, привела к широкой научной дискуссии таких проблем, как межкультурная интеграция, повышение толерантности, адаптация вынужденных переселенцев, этнополитическая конфликтология. Это отражено в многочисленных научных форумах, проходивших в этот период. Неоднократно звучала мысль о необходимости «усилить внимание к теоретическим и методологическим поискам парадигмы изучения социокультурных процессов на Кавказе», что осознается учеными региона как одна из наиболее актуальных проблем.
Исследование факторов социально-экономического развития регионов подтверждает необходимость поиска многомерных подходов в этой деятельности, что в свою очередь стимулирует научный дискурс в направлении переосмысления сложившихся представлений о месте и роли этнокультурного взаимодействия в данном процессе.
Среди важных реалий современности, и не только российской, необходимо назвать возрастающую поликультурность общества, основу которой составляет, прежде всего, этнический фактор. На современном этапе развития этнополитической ситуации в России возрастает актуальность
нас, что на месте культуроценозных систем возникают иные, где гармонично слиты человек и вещный мир. Система, где личность проявляет себя через вещи - эго антропоценоз. От культуроценоза он отличается, прежде всего, масштабом: антроноценоз атомарен и относительно замкнут. Это семья с ее традицией, династия, клуб по интересам, фирма. В антропоценозе повседневные вещи начинают приобретать идеологическую функцию. ...Этносы в том виде, в котором их наблюдает современная наука, представляют собой антропоценозные общности, образованные разделяемой для всех членов идентификацией (этничностью). В этих антропоценозах их носители прикрепляются к общим материальным и духовным ценностям. Иначе говоря, современные этносы не самодостаточные сущности, образующие то, что в философии называется онтологической картиной мира. Кроме того, у некоторых философов само понятие онтологии функционально, а не морфологично» [117, С. 7-20].
Различное толкование понятий «нация», «национальная идентичность», «этнос», «этническая идентичность» как среди российских ученых, так и среди большей части западных исследователей этносоциальных процессов, свидетельствует не только о факте субъективизма. Существуют принципиальные различия между западным и российским представлением нации. В западных странах утвердилось понимание нации как политического согражданства и господствует конструктивистская парадигма, в России преобладает примордеалистская парадигма, и трактовка нации как этнонации обусловлена объективными причинами - цивилизационно-культурными и социально-историческими различиями. Эти факторы подлежат учету при анализе этнокультурного взаимодействия в современной России.
Рассмотрев понятия: нация, этнос, этничность и их соотношение в определении этничности, за основу возьмем интерпретацию В.А. Тишкова.
Он наиболее полно, на наш взгляд, раскрывает понятие этничности. Этничность характеризуется «наличием разделяемых членами группы
18
представлений об общем территориальном и историческом происхождении, наличием единого языка, общих черт материальной и духовной культуры, политически оформленных представлений о родине и особых институтах, как, например, государственность, которые могут считаться частью того, что составляет представление о народе. Кроме того, чувство отличительности, т.е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия» [106, С. 654].
В Концепции федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России (2006-2008 гг.)» даны определения понятий этнокультурные сообщества и этнокультурное развитие. Разработчики Концепции исходили из того, что не только национальный аспект, но и религиозный - как важный и неотъемлемый элемент социокультурных традиций и образа жизни народов России - входит в понятие этнокультурное сообщество. Это соответствует подходам, реализуемым в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, в которой государственно-конфессиональные отношения рассматриваются как часть национальной политики.
Этнокультурные сообщества - это традиционно существующие или недавно самоорганизовавшиеся объединения граждан по этническому, этнокультурному или религиозному принципу.
Этнокультурное развитие - это социально-экономическое, культурное и духовное развитие этнокультурных сообществ России, учитывающее как этническое и религиозное многообразие страны, так и стратегический приоритет по формированию общероссийской идентичности у всех граждан России вне зависимости ог их национальной и конфессиональной принадлежности.
Этнические (этнокультурные) отношения - это всегда отношения между гомогенными сообществами в виде этносов. Идентичность, которую не нужно приобретать, самоопределять, изменять, - она приписана, аскриптирована по факту: рождения, проживания, происхождения.
19