Ви є тут

Деловая женщина России как социокультурное явление

Автор: 
Исаченко Олеся Константиновна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193756
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социокультурного анализа понятия «деловая женщина».......................................16
1.1. «Деловая женщина» как категория социологии
культуры.....................................................16
1.2. Изменения в социокультурной структуре российского общества и формирование нового образа женщины.........................37
1.3. Деловая женщина и социокультурная динамика..............55
Глава 2. Образы деловой женщины в современной российской культуре....................................................66
2.1. «Бизнес-леди» как профессиональный слой социокультурной стратификации российского общества...........................66
2.2. «Женщина-политик» как социокультурная модель поведения в политической сфере...........................................94
2.3. Деловая женщина и социокультурная трансформация семейно-ролевого поведения..................................118
Заключение......................................................136
Библиографический список использованной
литературы......................................................145
Приложения......................................................161
3
ВВЕДЕНИЕ
*•
Актуальность темы исследования. Становление современного российского общества в последние десятилетия привело к изменению его социокуль-турной стратификации, появлению новых социокультурных ролей, что в наибольшей степени относится к женщине, чей социокультурный статус существенно меняется. Логика развития социума продиктовала такие условия, вопросы вокруг которых в недавнем прошлом не актуализировались. Современная женщина в силу необходимости активно осваивает те виды деятельности, кото-
ч
/♦, рые традиционно ей были либо недоступны, либо не поощрялись. Прежде все-
го, речь идет о женщине-управленце, предпринимателе, руководителе, словом,

о «деловой женщине». Появление последней потребовало активизации и переоценки системы ценностей, выбора новых жизненных ориентиров, а в теоретическом отношении - исследования различных способов адаптации женщин в изменяющихся условиях, выявления путей оптимизации жизненных ориентаций личности, самореализации женщины.
Включение деловой женщины в активную экономическую, социально-
с
А политическую, духовно-идеологическую жизнь как части социокультурной
системы потребовало разработки теоретических и методологических оснований подхода к личности российской женщины.
Актуальность исследуемой темы обусловлена и социокультурной адаптацией всего российского общества, энергичной демократизацией института семьи, что привело и продолжает приводить к пересмотру порядка распределения ролей в институте семьи, предоставив женщинам возможность для самореализации. Эти процессы требуют своего социокультурного осмысления.
В практическом аспекте важность и актуальность разработки темы диктуется возрастающей ролью женщин в современном обществе и несоответствием их социального статуса этой роли, что требует выработки механизмов, способ-
1
16
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «ДЕЛОВАЯ ЖЕНЩИНА»
1.1. «Деловая женщина» как категория социологии культуры
Происходящие в обществе изменения почти всегда имеют социокультурный характер, что объясняется неразрывной связью социального и культурного. Сфера социокультурной жизни включает в себя науку, философию, религию, этику, искусство, технические изобретения и социальные институты. Это все надорганические явления, поскольку они являются проявлением различных форм сознания; они не возникают в результате голых рефлексов или инстинктов.1
Исходя из этого, можно сказать, что человек является продуктом социокультурных сил, т.е. продуктом действия тех условий, от которых зависят все проявления человеческой личности.
А вот социокультурное явление возникает лишь в процессе взаимодействия людей. Поэтому невозможно рассмотреть процесс становления личности без учета историко-культурного наследия.
Структура социокультурного взаимодействия включает в себя три неотделимых друг от друга аспекта:2
1. Личность, как субъект взаимодействия;
2. Общество, как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами;
1 См.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 157.
2 См.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 218.
17
3. Культура, как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.
Данная триада (личность, общество, культура) неразделима, так как формирование личности невозможно без влияния общества и культуры.
Женщина, как элемент социальной системы общества, отражает в себе те изменения, которые происходят в других составляющих системы. Поэтому необходимо провести анализ трактовки места и роли женщины в обществе на различных этапах развития европейской философской мысли.
Древнейшие мифы говорили о первичной андрогинности, целостности человека, будь то мужчина или женщина. В каждом из них в равной степени присутствуют оба начала. Андрогин (юноша-дева) распадается, отделяя от себя женское начало. В результате каждая монада (мужчина и женщина) имеет самостоятельное бытие.1 Грехопадение человека повлекло за собой его распад на две половины.
Мифологическое представление о взаимоотношении полов осмысливается античными философами и закрепляется как универсальная модель места и роли женщины в обществе. Уже Платон в своих работах задает дуализм души и тела, интеллекта и материи, который стал доминирующим в западной философии. Античный философ институализировал женское как вторичное. Однако именно Платон первым заявил, что природные особенности женщин не являются препятствием для их активной социальной жизни. По его мнению, не пол, а способности определяют вид деятельности человека. Платон не отрицал биологических различий между полами, но делал упор на сущностном сходстве мужчин и женщин, а не их внешних различиях. Таким образом, можно сказать, что впервые в истории человечества Платон высказал мысль о широком доступе женщин к общественно-политической жизни. Однако благодарил богов за то, что они даровали ему свободу, а не рабство, создали мужчиной, а не женщиной.
' См.: Платом. Пир //Соч. В 3 т. -М., 1970. —Т.2.-С. 116—120.