3
24
57
70
92
107
121
146
168
182
194
210
228
246
265
282
303
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
МОЛОДЕЖЬ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ и ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
МОЛОДЕЖИ^ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА МЕГАПОЛИСОВ
ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЗАПРОСОВ МОЛОДЕЖИ И ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСАХ
КУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И КУЛЬТУРНАЯ САМОРАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО МЕГАПОЛИСА
КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖИ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДСКОМ СОЦИУМЕ
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРНЫЕ И КОНТРКУЛЬТУРНЫЕ ГРУППЫ И ОБЪЕДИНЕНИЯ
МОЛОДЕЖНЫЙ ЖАРГОН КАК ЭЛЕМЕНТ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСОВ
ПЬЯНСТВО И АЛКОГОЛИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
МОЛОДЕЖНАЯ НАРКОМАНИЯ В РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСАХ
КУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОГРАМНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Коренные социально-экономические и социально-политические изменения, происходящие в России с конца 80-х гг. XX в., оказывают сильнейшее влияние и на сферу духовной жизни, порождая, в частности, такие масштабные и опасные явления, как «ценностный разлом», распад общества на отдельные социокультурные пространства, утрата самоидентичности и конфликт поколений.
В этих условиях критически важной становится способность общества к обеспечению самосохранения, саморазвития и системной целостности. Уникальным потенциалом для решения данной задачи обладает такой многоплановый, комплексный и неоднозначный феномен, как культура, формирующая мировоззрение личности, ее ценностные ориентации, взгляды, установки и транслирующая от поколения к поколению знания, идеи, традиции, эмоциональнохудожественные образы и т.п.
Состояние культурной среды современного российского мегаполиса сегодня крайне противоречиво. С одной стороны, несомненны проявления культурного кризиса, в особенности свойственного молодежи. Можно объективно констатировать деформацию процесса преемственности национальных культурных традиций, культурную стагнацию и даже определенный культурный регресс. Молодежь оказалась наименее защищенной в культурном отношении категорией населения и в значительной степени попала в своеобразный духовный вакуум, заполняющийся различного рода влияниями, разрушающими традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур народов, населяющих территорию России и всегда широко представленных в многонациональном мегаполисе. Основным источником упомянутых влияний является так называемая «массовая культура» стран Запада, порожденная переходом от ценностно-ориентированного общества к целевому рационализму, связанному с торжеством бездуховности.
Следствием этого стали, в частности, и такие явления в молодежной среде, как социально-политическая инфантильность, утрата национальной культурной идентичности, индивидуализм и эгоцентризм, девиантное поведение,
37
В.И. Болгова, С.Н. Плотникова, Э.В. Соколова, В.И. Толстых, Т.Г. Киселева, А.Я. Флиера и др.
В.А. Ядов подчеркивает, что цель социологического исследования «ориентируется на анализ проблемы в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном»1. Предмет социологии охватывает широкий спектр проблем взаимодействия личности и общества в конкретных сферах социальной действительности. Социологическая наука рассматривает личность диалектически -как субъект и объект общественных отношений. Раскрытие социологической структуры личности предполагает выявление ее принадлежности к определенной культуре, социальной среде, анализ ее социальных ролей и того, как она эти роли выполняет. Система наиболее устойчивых социальных установок личности определяется шкалой ценностных ориентаций - мировоззренческих и нравственных убеждений человека, принципов поведения, глубоких эмоциональных привязанностей. У молодежи как у социальной группы имеются присущие только ей специфические интересы, ценности и нормы поведения. Важнейшими группобразующими признаками в этой среде являются возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального поведения, а также социально-психологические свойства. Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции.
Развивая эту мысль, И.С. Кон дает расширенное определение: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»2.
1 Ядов В. А. Социологическое исследование. М., 1972. С.5.
2 Кон И. С. Молодежь// Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16. С.478.
38
Как отмечает В.В. Шеллерт, в 80 - 90 гг. с изменением социально-политической ситуации в стране изменились и подходы к решению социально-политических проблем, возникла необходимость в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассматривании молодежи как органического субъекта развития общества2. Комплексный подход к проблеме характерен в монографии «Молодежь России: социальное развитие» под ред. В. И. Чупрова, где анализируются социальные характеристики молодежи — ее социальный состав, особенности социального положения, общефизические формы социальной деятельности.
Молодежь характеризуется общественными отношениями, детерминирующими ее в самостоятельную социально-демографическую группу. Она -один из субъектов общественного производства с особенным, только ей свойственным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия3. Молодежь живет и развивается в социуме, активно участвуя в общественной жизни, постоянно внося свой вклад во все сферы жизнедеятельности государства и общества, находясь под влиянием и в свою очередь влияя на события, происходящие в нем. Социальное развитие молодежи есть объективный процесс взаимодействия необратимых социальных изменений молодого поколения в ходе его становления как субъекта общественного производства и общественной жизни4. «Не всякое изменение характеризует развитие молодежи, а лишь осуществляемое в единстве таких его свойств, как необратимость и направленность. Если свойство необратимости социальных изменений подрастающего поколения характеризует устойчивость процесса и отличает развитие молодежи от ее функционирования, то направленность изменяющихся характеристик молодежи придает процессу развития внутренне взаимосвязанный характер»5.
В социологии молодежи можно выделить три теоретикометодологических подхода: социально-психологический, структурно-
функциональный и культурологический. Среди представителей социально-
2 Шеллерт В. В. Молодежь: Концептуализация понятия ВКН: Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995.
Молодежь России: Социальное развитие/ Редколл.: отв. ред. В. И. Чупров и др. М., 1992.
4 Чупров В. И. и др. Молодежь в обществе риска1' В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильямс. М., 2001. С.5.
5 Социология молодежи. СПб., 1996. С.55-56.
- Київ+380960830922