Ви є тут

Книжные культуры постсоветских обществ: специфика социокультурного взаимодействия посредством книги

Автор: 
Селиверстова Нина Анатольевна
Тип роботи: 
специфика социокультурного взаимодействия посредс
Рік: 
2004
Артикул:
193547
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................4
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социокультурного взаимодействия посредством книги....................20
1.1. Понятие “взаимодействие” в социологических теориях 20
1.2. Взаимодействие культур: анализ концепций и результатов исследований.................................................33
1.3. Тенденции изменений в постсоветских культурах...........68
1.4. Книга во взаимодействии культур. Специфика объекта взаимодействия...............................................81
1.5. Концепция социокультурного взаимодействия посредством книги............................................97
Глава 2. Динамика развития книжной культуры в советский и постсоветский периоды...............................................108
2.1. Книжная культура в СССР: достижения и противоречия 108
2.2. Основные тенденции производства и потребления книг в России: 90-е годы...................................................130
2.3. Особенности развития книгоиздания в странах СНГ
и Балтии.................................................150
2.4. Потребности в учебниках и обеспеченность ими русскоязычных общеобразовательных школ в странах СНГ и Балтии........170
Глава 3. Факторы взаимодействия России со странами СНГ и Балтии в
сфере книжных культур.............................................193
3.1. Договорно-правовая база книгообмена между Россией и странами СНГ..........................................................193
2
3.2. Функционирование русского языка в странах СНГ
и Балтии..................................................204
Глава 4. Практики социокультурного взаимодействия в книгообмене России с другими странами СНГ и Балтии...........................222
4.1. Переводы книг с языков народов СНГ и Балтии...........222
4.2. Книжная торговля между Россией и другими странами СНГ? странами Балтии: количественные и качественные характеристики.............................................234
4.3. Участие стран СНГ и Балтии в московских международных книжных выставках-ярмарках.................................260
4.4. Особенности сотрудничества в библиотечном деле .......272
Заключение.......................................................290
Список использованных источников и литературы....................297
Приложения.......................................................323
3
вероятность конфликта между традиционными культурными и новыми универсальными ценностями. Например, торговля оружием для конкретной нации служит источником прибыли и способом создания рабочих мест, но противоречит стремлению той же нации к миру. Римский клуб обращает внимание на опасность фундаментализма, которая выражается в навязывании индивидуу-мам коллективных ценностей . В то же время в докладах Римскому клубу отмечается, что старые системы ценностей рушатся, “родители и учителя не могут обеспечить соответствующее новой ситуации воспитание рано взрослеющей молодежи, которая лучше них ориентируется в потоке информации, по-
лі
зволяющей ей упрекать старшее поколение в безответственности” . Никогда прежде ценности не были предметом обсуждения такого количества симпозиумов, дискуссий и исследовательских проектов, отмечается в первом докладе Римского клуба.
В первом докладе (отчете) Римскому клубу так же акцентируется внимание на том, что противоречивые тенденции — сохранения культурного своеобразия и создания обширных региональных союзов типа ЕЭС — взаимосвязаны. Противоречие возникает между ними в контексте нынешних политических систем, жестко связанных с понятием нации-государства, на смену которым, по мнению представителей Римского клуба, должно прийти сообщество различных культур. Различные интересы можно привести если не к полной гармонии, то хотя бы к терпимому равновесию в случае постановки обшей цели человечества. Эта цель обозначена как выживание.
В докладах Римскому клубу экономический рост впервые рассматривался как имеющий пределы. М.Месарович и Э. Пестель, предложив понятие “органический рост”, создали математическую модель развития мира в целом на основе взаимодействия десяти региональных подсистем (или цивилизаций-культур). Критериями их выделения служили исторические и культурные тра-
:: Первая глобальная революция — первый доклад (отчет) Римского клуба // Римский кл>б / Сост. Д М. Г вишками, А.И. Колчин. Е. В. Нетесова, А.А.Сейтов. М., 1997 С.256
диции, образ жизни и уровень экономического развития. Были выделены следующие подсистемы: США и Канада; Западная Европа; Япония; СССР и страны Восточной Европы; Латинская Америка; Северная Африка и Ближний Восток; Центральная часть Африки; Южная и Юго-Восточная Азия; Китай; Австралия и Новая Зеландия; Южная Африка. Ситуация изменилась. Можно ли рассматривать постсоветские страны в качестве подсистемы? Очевидно, что есть все основания для выделения двух подсистем: СНГ и стран Балтии.
В целом же можно сказать, что представители Римского клуба взаимодействие культур рассматривали с позиций системного подхода как явление неизбежное в условиях глобализации.
К анализу взаимодействия культур с точки зрения теории действия, а так же культурной идентичности индивида обратился Г. Терборн24. По его мнению, культурно-структурный анализ в исследованиях конкуренции культур использовался недостаточно систематично. В то же время этот подход весьма перспективен, т. к. изменение культуры или культурной принадлежности и изменение структуры распределения означают переход к другой культуре или структуре, устойчивость же данной культуры или структуры означает невозможность установления другой культуры или структуры.
Автор считает, что устойчивость или изменчивость данной культуры или структуры более всего зависит от степени ее изолированности. Чем более изолирована культура или структура, тем она стабильнее и меньше поддается попыткам что-либо изменить, если таковые предпринимаются. В рамках объяснения действия Г. Терборн выводит следующую формулу: “большая изоляция культуры или структуры влечет за собой большую вероятность того, что они будут детерминировать своих носителей”25. В качестве примера он приводит ситуацию волнений 1989 г. и выборов 1990 г. на Балканах. Одну из причин противостояния воздействию антикоммунистических-антисоциалистических
Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие объяснение
в социологии и социальной науке //Теория общества. Сб. / Пер с нем., англ. М., 1999. С. 73-102