Ви є тут

Инновационная модель профессиональных качеств субъекта образовательной деятельности

Автор: 
Марсел Хету
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193611
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
1. Социологическая концепция образовательной деятельности на но- 10 вом этапе развития университетского образования
1.1 Сравнительный анализ динамики высшего образования в США ив 10 России
1.2 Инновационная образовательная деятельность: субъектно- 31
объектные взаимодействия
1.3 Интерактивная и интегрированная модели образования как основ- 48 ная составляющая для формирования оптимальных качеств нового субъекта образовательной деятельности
2. Принципы и методика исследования профессиональных качеств 74 субъекта образовательной деятельности
2.1 Критерии оценки качества субъекта образовательной деятельности 75
2.2 Методы оценки качества субъекта образовательной деятельности 95
3. Система профессиональных качеств субъекта образовательной дея- 115 тельности как важный фактор подготовки специалиста нового поколения.
3.1 Приоритеты профессиональных качеств субъекта образовательного 120 процесса в современной системе высшего образования (по результатам социологического опроса)
3.2 Степень эффективности различных методов подготовки специали- 146 стов (по результатам проведенного эксперимента)
3.3 Авторская модель профессиональных качеств субъекта образова- 160 тельной деятельности и параметры ее адаптации в российской системе высшего образования
Заключение
Литература 180
Приложение 196
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития информационной цивилизации привел к глобализации всех процессов, означающих их взаимозависимость и взаимообусловленность. Процессы глобализации, происходящие во всех сферах, развитие мощных средств телекоммуникаций привели к беспрецедентной открытости и вариативности образования в мировом масштабе.
В этой связи меняется роль различных социальных групп в обществе, и важнейшие функции переходят к интеллигенции, как носителю интеллектуальных ролей во всех сферах жизнедеятельности общества. Отсюда повышается роль системы образования в целом, и особенно высшего образования.
Системы высшего образования в настоящее время различны в разных странах, что противоречит сущности современной цивилизации, в которой стираются границы благодаря распространению новейших информационных технологий. Поэтому перед наукой встает задача разработки новой единой стратегии и тактики образовательного процесса на основе анализа различных систем образования, выявления лучшего опыта для решения задач подготовки специалиста нового поколения.
Соединенные Штаты Америки в настоящее время являются одной из ведущих стран мира, участвующей в разработке стратегии и тактики развития образования, внедрении в практику новейших педагогических технологий и методик. Неоспоримы достижения американских учебных заведений в области функционально-технических решений организации учебного процесса, его компьютеризации, в подготовке специалистов различного уровня.
Учитывая, что опыт развития образования в США работает в специфических условиях данной страны, тем не менее нужно признать, что развитие сотрудничества с этой страной, изучение опыта, накопленного в США в организации обучения взрослых (специалистов различного уровня, в силу разнообразных причин не получивших высшее образование после школы или колледжа), использовании разнообразных форм и методов построения учеб-
19
кредиты; во-вторых, было законодательно закреплено право всех граждан, независимо от расового признака на образование; в-третьих, после запуска искусственного спутника Земли в СССР основной целью государственной политики в области образования становится укрепление военно-технического потенциала США; в-четвертых, началось привлечение в образование высококвалифицированных иностранных специалистов; в-пятых, был принят закон о доступности высшего образования; в-шестых, были расширены программы профессионального образования.
И к концу XX века система высшего образования Америки представляет собой структуру, которая имеет давние традиции, большие финансовые инвестиции и определяется самостоятельно каждым штатом, т.к. в США отсутствует единая государственная система образования.
Таким образом, в США не существует четкого определения самого понятия “высшее учебное заведение”. В принципе любое учебное заведение, осуществляющее дальнейшую подготовку после окончания средней школы, так называемые “послссредние учебные заведения” (postsecondary school), могут с равной степенью вероятности называться “колледжем”, “школой”, “институтом” или даже “университетом”.
После школы возможно продолжить образование в институтах высшего образования - колледжах и университетах (обобщенно также называются schools) - на преддипломном уровне образования (undergraduate level/studies). В колледжах, при полной академической загруженности, необходимо учится 4 или 5 лет (в зависимости от специальности) чтобы получить первую ученую степень бакалавра (Bachelor’s Degree). Можно, также, поступить в двухгодичный колледж (обычно они называются junior, city или community colleges) или в профессионально-техническую школу (technical (vocational) school (college)), при окончании которых присваивается промежуточная степень ассоциата (Associate Degree) или выдается сертификат (certificate) [183, с. 132].
20
Планового приема и выпуска специалистов в масштабе страны не существует. Каждый вуз формирует студенческий контингент по своей системе, не заботясь о том, закончат ли все полный курс и куда смогут “саморас-пределиться”. Формально в вузы США принимаются лица в любом возрасте. Срок обучения также не ограничен. Максимальная величина усредненных годовых расходов на одного студента составляет от 7000 долларов в государственных до 15 ООО долларов в частных вузах. В США более 1350 местных колледжей и 2000 колледжей и университетов. Из этого числа частных - 65 % [188, с. 191].
Исторически государственные университеты в США подразделялись на две основные категории: научно-исследовательские университеты и университеты типа “ленд-фант” и “си-фант”. Научно-исследовательские университеты уделяют значительное внимание научно-исследовательской, а также педагогической работе. Как правило, их программы обучения в меньшей степени связаны с прикладными исследованиями и в большей — с теоретическими исследованиями. Университеты типа “ленд-грант” и “си-фант”, так называемые “земельные” и “морские” (названия буквально отражают их ориентацию) делали особый упор на прикладное использование знаний в таких областях, как сельское хозяйство, технология и машиносфоение (“ленд-грант”), и в области морских исследований (“си-грант”).
Большинство штатов имеют, как минимум, один государственный университет, предназначенный для обеспечения образовательных возможностей в традиционных областях науки и профессиональной подготовки. Особую фуппу составляют нетрадиционные учебные заведения, широко использующие компьютерную технику, (телеколледжи, открытые университеты и др.).
Ежегодный рейтинг высших учебных заведений показывает следующие университеты - Гарвардский, Пристонский, Йельский, Коламбия, Браун, Дартсмутский, Корнелл и Пенсильвания. Высоко котируются Мичиганский, Стэнфордский, Чикагский, Калифорнийский (Беркли), Иллинойский университеты, а также Массачусетский технологический институт, Уильямс-