Ви є тут

Ценностные ориентации населения монопромышленного города : На материале города Нижнекамска Республики Татарстан

Автор: 
Никифорова Наталья Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
276061
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................................................3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентаций городского населения...........................19
1.1 Ценностные ориентации в системе социальных отношений личности.................................................... 19
1.2 Город и городское население: концептуализация понятий.....40
1.3 Методика эмпирического исследования ценностных ориентаций населения монопромышлениого города.................67
Глава 2 Специфика ценностных ориентаций населения монопро-мышленного города (на примере г. Нижнекамска): опыт социологического исследования............................................78
2.1 Динамика ценностных ориентаций россиян: вторичный
анализ...................................................... 78
2.2 Ценностные ориентации молодежи г. Нижнекамска: опыт пилотажных исследований.......................................92
2.3 Ценностные ориентации населения г. Нижнекамска: количественно -качественная стратегия........................110
Заключение..........................................................130
Список использованных источников и литературы.......................136
Приложения..........................................................151
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях современного российского общества, которое характеризуется интенсивностью социально-экономических и социокультурных процессов, аксиологическая проблематика становится особенно актуальной. Ставшее на сегодняшний день ключевой проблемой изменение ценностей, связано с идеологической дезориентацией, аномией в общественном сознании, кризисом идентичностей, с проникновением или принятием элементов чужой культуры.
Роль ценностей в этом состоянии общественной системы особенно велика, так как они выступают в качестве стандартов при выборе целей, а также становятся сильными мотиваторами поведения индивидов и широких масс, которые соответствуют определённой культуре и обществу.
Духовный мир современного горожанина характеризуется сложным переплетением различных идеологий, мировоззрений, ценностных систем. Разнобой ценностных ориентаций имеет своим следствием исключительную пестроту типов поведения, образов жизни, качественную дифференциацию ценностных позиций по отношению к труду, учебе, семье, политике, городу, что позволяет выделить в городском сообществе множество разных систем ценностей. Именно они, в конечном итоге, определяют вектор развития общества.
В этом контексте представляет интерес монопромышленный город, являющийся своеобразной социокультурной и социотерриториальной общностью.
Для мопопромышленных городов характерны в основном те же проблемы, что и для других категорий городов, однако в условиях односторонней направленности хозяйства эти проблемы приобретают наибольшую остроту. Сложность заключается в том, что градообразующее предприятие несет на себе социальную нагрузку, то есть его нельзя рассматривать в отрыве от города, без учета социально-экономического положения, дальнейших судеб и возможного поведения людей, в нем проживающих.
городской среды в виде основных сфер жизнедеятельности и ценностными предпочтениями городского сообщества.
- получены эмпирические данные о сформировавшихся системах ценностных ориентаций городского населения Нижнекамска с определением интегрирующих и дифференцирующих городское сообщество ценностей.
Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, позволили сформулировать следующие положения, которые выносятся на защиту:
1. Используя эвристические возможности структурно-функционального подхода, ценностные ориентации можно определить как систему взаимосвязанных элементов, являющихся связующим звеном между социальным и индивидуальным началом. Функцией ценностных ориентаций является снятие противоречий либо их адекватное соотнесение с внешними изменениями в обществе, что обеспечивает стабильность социальной системы. Городское население испытывает на себе влияние социокультурного фактора, формирующего субкультуру или контркультуру, которая содержит в себе программу деятельности соответствующего субъекта. Социокультурный фактор -это социокультурная городская среда, имеющая свои знаково-смысловые системы, одной из которых, является система ценностных ориентаций.
2. Специфическими чертами социальной общности монопромышленного города являются:
- градообразующее предприятие, неся на себе социальную нагрузку, оказывает значительное влияние на социокультурную сферу. Подобное положение цементируется специфическими особенностями совместного проживания жителей моногорода, что значительно усиливает моноцентрическую характеристику социокультурной городской среды;
- определяющим видом закрепления человека с территорией в монопромышлепном городе является экономическая форма, когда человек связан с городом как с местом приложения своего труда, что накладывает отпечаток на формы включения индивида в общественную жизнь;
- значительная доля городского населения состоит из недавних в историческом времени жителей села, что оказывает влияние на особенности формирования городской культуры.
3. Для исследования ценностных ориентаций населения монепромышленного города предлагается использовать сочетание количественно-качественной методики социологического исследования.
«Олицетворением» количественного подхода в нашем исследовании является изучение ценностных ориентаций населения монопромышленного города, которые возможно описать набором обычных действительных чисел, а анализ состоит в их традиционных математико-статистических преобразованиях. С другой стороны, описать социальную систему с помощью только чисел бывает весьма непросто. Это касается ситуации, в которой речь идет об изучении процессов трудно поддающихся измерению. Так совершенно не ясно, какие числа надо использовать, если население города нас интересует с точки зрения формирования ценностных ориентаций. Для получения ответа на эту задачу, необходимо использовать качественные методы сбора данных.
4. Ведущее ранговое место в системе терминальных ценностей (ценности-цели) с большим отрывом от других, занимает здоровье, что респонденты связывают с экологической ситуацией в городе, которую создаёт градообразующее предприятие. Это указывает на необходимость принятия эффективных управленческих решений именно в этом направлении во избежание роста социальной напряженности. В этой связи молодежь волнует также и состояние здравоохранения в городе. Также одной из главных жизненных ориентаций жителей г. Нижнекамска становится материально-обеспеченная жизнь и соответственно их волнует экономическая политика и социально-экономическая характеристика города, а это - экономическое положение ведущих предприятий города, предпринимательский климат, развитость мелкого и среднего бизнеса, увеличение показателей среднемесячных зарплат, динамика сокращения безработицы. В условиях смены старых институтов новыми, пока ещё неэффективно функционирующими, резко возрастает значение защитной