Ви є тут

Культура организации социальной поддержки детей в современных условиях

Автор: 
Туринский Владимир Федорович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193634
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Современная ситуация в России характеризуется активным поиском путей повышения уровня благосостояния тех слоев населения, которые испытывают большие трудности в реализации своих основных потребностей. Государство, учитывая те противоречия, которыми характеризуется процесс становления и утверждения рыночных отношений, берет на себя обязанность по оказанию социальной помощи тем социальным группам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое воспроизводство и развитие. Поэтому постоянно совершенствуется деятельность учреждений социальной защиты, осуществляется подготовка специалистов, которые способны квалифицированно помогать нуждающимся людям. Разработано и развивается законодательств направленное на обеспечение адресной эффективной помощи тем, кому она в первую очередь требуется.
Особой социальной группой, которая выступает объектом постоянной и разнообразной поддержки со стороны государства, общественных организаций являются дети. Во все времена общества старалось оказать помощь подрастающему поколению, сознавая отсутствие у детей какой-либо возможности самостоятельного решения тех проблем, которые возникают при реализации как базовых потребностей человека, так и тех, которые связанные с получением медицинской помощи, образования, начальных профессиональных знаний.
Большой опыт в организации социальной поддержки детей имеется в различных регионах нашей страны. На местном уровне органы социальной защиты с привлечением квалифицированных специалистов организуют постоянное изучение тех проблем, которые существуют у детей, нуждающихся в социальной поддержке. Принимаются местные законодательные акты, специальные программы, направленные на решение конкретных проблем, существующих у детей-инвалидов, детей, у которых родители лишены родительских прав, живущих в малообеспеченных семьях, нуждающихся в помощи
чейия соответствующей нормам современного общества социализации ребенка.
Понятие культура является одним из самых сложных социальных явлений, имеющих многоплановую структуру и разнообразные функции. Все это обуславливает отсутствие в зарубежной, отечественной литературе единой теоретико-методологической базы в ее изучении, что отражается, в частности, в огромном количестве дефиниций.
Определения культуры можно классифицировать в рамках нескольких подходов. Например, М.С.Каган предлагает следующие: технологический (культура как способ деятельности); эвристический (культура как творческий потенциал деятельности); информационный (культура как накапливаемая социальная информация); семиотический (культура как совокупность знаковых систем, кодирующих, хранящих и транслирующих социальную информацию); аксиологический (культура как воплощение ценностей); гуманитарный (культура как выражение сущностных сил человека). 1 Иной позиции придерживается М.Б.Ешич, который выделяет предметно-ценностный, деятельностный, личностно-атрибутивный, общественно-атрибутивный, информационно-знаковый и системный подходы.2
Представленные классификации свидетельствуют о том, насколько интенсивен процесс изучения феномена культуры. Причем, перечисленные подходы не являются взаимоисключающими. Так, информационный подход можно соединять с семиотическим, а системный анализ использовать в качестве частного метода деятельностного подхода. Причиной возникновения множества различных подходов является полифункциональность самой культуры, поскольку она охватывает буквально все сферы человеческой жизни.
Где есть человек, там обязательно существует культура. Она может быть «низкой», или «высокой», но ее наличие выступает обязательным усло-
1 См.: Каган М.С., Холостова Т В. Культура. Философия. Искусство. М.: Знание, 1988. С. 15 : См.: Ешич М.Б. Культура в системе общества. Н Культура в общественной системе социализма (теоретические и методологические проблемы. М.: Наука, 1984. С. 12
14
вием характеристики человека как социального существа, даже тогда, когда он реализует самые простейшие свои потребности, например, в пище, в продолжение рода. При этом культура распространяется не только на взаимодействие человека с природой, теми техническими средствами, которые он создал для повышения комфорта своей повседневной жизнедеятельности. Она ярко представлена в самой организации взаимодействия человека с различными индивидами и общностями.
Выделяется нравственная культура, которая регулирует способы согласования индивидуальных интересов людей при непосредственном и опосредованном общении. Эстетическая, обеспечивающая реализацию потребности в гармонии отношений человека с окружающим миром. Политическая культура направлена на создание таких властных отношений, которые обеспечивают устойчивое воспроизводство и развитие всех социальных общностей в рамках отдельных государств и мирового сообщества.
Все виды культуры, связанные с регулированием общественных отношений, относятся к разновидностям организационной культуры. Она призвана создать такую систему согласования различных потребностей, интересов взаимодействующих между собой социальных субъектов, которая обеспечивает их целостное функционирование и развитие.
Исходным понятием выступает категория «организация». Один из известных исследователей социальных организаций А.И. Пригожин отмечает многозначность данного термина. Весьма часто это понятие используют для обозначения «определенной организационной деятельности, включающей в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация - это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.»1
' Пригожин А.И. Современная социология организации. - М., 1995. С. 44