Ви є тут

Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике : Социокультурный анализ

Автор: 
Нальгиева Ханифа Лячиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275195
179 грн
Додати в кошик

Вміст

з
16
16
34
52
73
98
98
115
130
151
158
Оглавление
Введение ........................................................
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к феномену толерантности ....................................................
1.1. Социокультурные предпосылки эволюции толерантности как социального явления...................................
1.2. Понятие толерантности и её сущность...................
1.3. Толерантность - важнейший путь к социальной стабильности
1.4. Этнический статус в условиях социальной напряженности в обществе..................................................
Глава II. Социокультурные факторы обеспечения согласия в условиях социальной напряженности...............................
И.1. Социополитичсское и социокультурное положение Чечни накануне конфликта.........................................
11.2. Трансформация социокультурных ценностей в условиях нестабильности в Чеченской Республике......................
11.3. Взаимодействие уровня толерантности и социокультурных факторов в республике......................................
Заключение.......................................................
Список использованной литературы
Введение
Актуальность проблемы исследования
Актуальность изучения проблемы социокультурных аспектов толерантности как условия регулирования социальной напряженности в Чеченской Республике в современных условиях имеет под собой глубокие корни, связанные с историческим прошлым, глобализационными процессами в мире, со всеми противоречивыми явлениями, происходящими в целом в России. Исключительность этой проблемы обусловлена сложным, многогранным, порой трудно поддающимся анализу кризисом, охватившим все сферы социума. С этим связаны и маргинализация, и рост агрессивности среди населения.
Проблема толерантности (точнее соотношение толерантности и агрессии) всегда являлась очень важной для социума. Структура, жизнестойкость, развитие общности (общества) зависят от многих факторов, в том числе и от меры толерантности.
В двадцатом веке все отчетливее прослеживались апокалипсические мотивы. Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» предрекал гибель западной цивилизации, а Макс Вебер размышлял о мировой тенденции рационализации социальных действий и связанной с этим опасности. Как отмечает Кравченко С.А., предвидения Вебера о возможности "иррациональной рациональности" вскоре подтвердились на практике и служат тому примером. Все основные характеристики рациональной организации были у Халокоста: невиданная никогда машина массового уничтожения людей, строгий контроль всех с помощью нечеловеческой технологии.1
Идеи "заката цивилизации" высказывались и такими великими мыслителями как Сорокин П.А., Ильин И.А., Й.Хейзинга и другие. С.Л.Франк утверждал, что человечество вступило в эпоху разрушительных войн и значи-
1 Кравченко С.А. Социология: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во "Экзамен”, 2003. - 512 с. - С. 149-150
3
Глава І. Теоретико-методологические подходы к феномену толерантности
1.1. Социокульту рные предпосылки эволюции толерантности
как социального явления
Проблема меры "толерантности-атолерантности" является важной, но в разные исторические эпохи в понимание этого термина вкладывались разные смысловые оттенки. С нашей точки зрения, понятие "толерантность” близко понятиям "ненасилие" и "непротивление злу". Идеи ненасилия являются истоком современного понимания толерантности.
Понятие ненасилие (с санскрита "ахимса”, английскогго "nonviolence", немецкого "Gewaltlosigkeit") сформировалось, по К.Ясперсу, в осевое время, в связи со становлением антропоцентрической картины мира. Идея толерантности занимает достойное место во всех высоких культурах древности. Джайнизм был против деления людей на касты. Учение Будды предназначалось для всех людей независимо от происхождения, статуса в обществе, пола, возраста. Идеи терпимости этого учения способствовали превращению его в мировую религию. В даосизме одним из главных принципов является недеяние, смысл которого заключается в непротиводействии окружающим вещам и существам, а в конце концов, - всему сущему.
В западную культуру проблема терпимости пришла из Нового Завета: "... не противиться злому... кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ..."' "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...".2 Хотя, конечно, существовали и другие мировоззренческие установки на применение насилия (ненасилия). У Августина признавались войны за справедливость, Фома Аквинский давал право на восстание народа, а И.Кант не исключал смертную казнь.
Понятие «tolerantia» первоначально переводилось с латинского как
1 Евангелие от Матфея. 5.39// Библия. - М.: Библейские общества. 1996. -С. 1016.
7 Гам же. 5.44 //Библия.-М.: Библейские общества, 1996.
16
пассивное терпение. В XVI веке это значение дополняется другим - "сдержанность". Здесь оно трактуется как снисходительность к свободе веры. Терпимость веры - первая форма толерантности. Важной вехой в становлении термина "толерантность" является Новое время. В эту эпоху решались кардинальные вопросы о соотношении различных конфессий и взаимоотношениях церкви и государства.
Ф.Меланктон, М.Сервет, Л.Социн, Ф.Социн, С.Франк, П.Вейгель рассматривали тему толерантности как свободу совести. М.Лютер выдвинул идеи всеобщего священства, автономии веры и церковного самоуправления. Ж.Кальвин логично и системно развил концепцию об "абсолютном предопределении", которая является базовой идеей всего протестантизма. Ульрих Цвингли поддерживал некоторые положения Лютера:
1) Библия - главное хранилище истины;
2) все равны в вопросе веры;
3) вера, а не дела, является главной в религии;
4) предопределенность жизни человека.
Гуманисты, критиковавшие протестантизм, также рассматривали толерантность как автономию совести. Э.Роттердамский критикует глупость христианских авторов, мудрствующих о спасении. Чистая вера, светлая надежда и неподдельное милосердие — вот что необходимо для христианской жизни. Т.Мор в "Утопии" рисует идеальное общество, где отсутствует частная собственность и все люди равны как в имущественном, так и в социальном смысле. Граждане общества очень миролюбивы. В "Утопии" допускаются различные религии, а люди разных конфессий отличаются терпимостью. Я.Бёме понимал терпимость как добро. Он прожил совершенно простую, . скромную мистическую жизнь и был очень терпимым человеком. А соответственно и в творчестве он призывал к исправлению традиций и вечной веротерпимости. Усталость человека достигается благодаря смирению, вследствие чего душа восстанавливает субстанциональное тождество с Духом.
В XVII веке идеи толерантности набирают силу. Т.Гоббс считал, что
17