Ви є тут

Смысложизненные ориентации студенческой молодежи в условиях реформирования российского общества : На материалах исследований в Красноярском крае с 1988 по 2004 г.

Автор: 
Соколова Елена Владиславовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276391
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Проблемы методологии и методики социологического изучения смысложизненных ориентаций в массовом сознании студенческой молодёжи...............................................14
1.1. Теоретико-методологические вопросы социологического исследования массового сознания молодёжи как социальнодемографической группы..........................................14
1.2. Проблема смысла жизни в массовом сознании..................38
1.3. Гипотезы и методика исследования смысложизненных ориентаций......................................................57
Глава 2. Эмоциональная и социальная направленность смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи....................................67
2.1. Смысложизненные переживания и фантастические представления...................................................67
2.2. Ориентации в сфере социальной деятельности.................82
2.3. Жизненная перспектива......................................95
Глава 3. Мировоззренческая направленность смысложизненных
ориентаций студенческой молодёжи...........................102
3.1. Терминальные и инструментальные ценности..................102
3.2. Структура духовных ориентаций
современного студенчества..................................116
3.3. Отношение студентов к проблеме бессмертия.................123
Заключение.........................................................129
Библиографический список использованной литературы.................137
Приложения.........................................................152
Введение
Актуальность темы исследования.
В современной России молодёжь - одна из наиболее уязвимых в социальном отношении групп, чья система ценностных ориентаций подверглась массированному деформирующему воздействию со стороны множества разнонаправленных факторов.
В настоящее время социально-экономическая ситуация в России характеризуется нестабильностью. Для современного российского общества характерен так называемый социокультурный кризис, проявляющийся в крушении прежней системы ценностей и формировании новой ценностной системы. Радикальное изменение всего уклада жизни населения современной России затрагивает фундаментальные жизненные ориентации, мировоззренческие представления молодых людей, в массовом сознании которых концентрированно выражаются неоднозначные, противоречивые процессы, происходящие в духовной жизни всего общества.
Смена в начале 90-х гг. прошлого века политического режима и распространение либеральной идеологии обусловливает болезненные изменения в массовом сознании студенческой молодёжи. В связи с этим принципиально значимым, на наш взгляд, является изучение смысложизненных ориентаций современной молодёжи, поскольку будущее общества неразрывно связано с молодёжью и с теми изменениями, которые происходят сейчас в духовно-нравственной сфере. Исследование смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи представляется также актуальным в связи с тем, что именно студенчество - основной источник «пополнения» кадровопрофессионального и интеллектуального потенциала страны.
Актуальность исследования заключается также в необходимости помочь студенческой молодёжи обрести и укрепить правильные, гуманные смыслообразующие жизненные ориентиры в условиях современной агрессивной для молодёжи среды (утрата идеалов, разрушение исторической памяти, отсутствие религиозной культуры, платное образование, изменение
16
Однако применение данного подхода для анализа молодёжи как социальной группы имело ряд недостатков, в частности, многие приверженцы структурнофункционального подхода, акцентируя значимость возрастной дифференциации в общественном самовоспроизводстве, обычно не видят в ней источника социальных изменений. Кроме того, функциональный подход, хотя и расширяет возможности системного исследования, мало применим при уяснении динамики социальных подвижек в молодёжной среде и прогнозировании тенденций её развития [182, с. 53].
3. Культурологический подход. Многие представители данного подхода стремятся осмыслить мир молодёжи в его сугубо человеческом бытии, в соотнесениями с конкретными представлениями, целями и поведенческими мотивами реально действующих индивидов.
Благодаря культурологической традиции социология получила возможность системного анализа молодёжных проблем во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе. Классическим образцом такого подхода являются работы К.Маннгейма.
Молодёжный стиль жизни отличает субкультуру молодых людей как особую форму организации социально-демографической группы. В современной науке доминирует тенденция исследования этой субкультуры, коррелирующего её с ценностной и мировоззренческой дифференциацией в молодёжной среде (Ф.Коэн, М.Брейк, С.Кугель, А.Шендрик), с особенностями реализации досуга неформальных молодёжных объединений (С.Фрит, В.Левичева, Е.Леванов). Так, изучение жизненных планов молодёжи, предпринятое А.Кулагиным, В.Лисовским, З.Файнбург, существенно расширяло представление о типологии молодёжного сознания. Всё это помогло накопить богатый фактический материал для дальнейших теоретических размышлений о субкультуре молодого поколения россиян.
Как отмечает С.И.Григорьев, вообще проблемы социологии молодёжи особенно интенсивно стали изучаться в 60-70-годы после известных политических выступлений молодёжи в целом ряде индустриально развитых
стран, причём анализ этого круга вопросов постепенно сместился с общественно-политической проблематики, изучения различных форм активности молодых в плоскость выявления закономерностей их социокультурного развития в целом, функционирования, формирования и воспроизводства различных молодёжных структур [35, с. 78].
Одно из важных мест в таких исследованиях стали занимать разработки проблем формирования социальных и ценностных ориентаций молодёжи, эволюции её представлений об идеалах, целях и смысле жизни. Однако основным недостатком этих исследований являлось то, что не учитывались следующие важнейшие взаимосвязанные аспекты социальной реальности, закономерности её изменения. Во-первых, не осмыслен вопрос об определённом уровне культуры понимания целей и смысла жизни различными категориями молодёжи. Во-вторых, не учитывалась его обусловленность характером социально-экономического положения молодёжи как социальнодемографической группы [39, с. 131].
Как мы можем наблюдать, радикальное реформирование всего уклада жизни населения современной России затрагивает фундаментальные жизненные ориентации, мировоззренческие представления молодых людей. Поэтому вопрос о понимании молодёжью смысла жизни представляется нам особо значимым, в связи с чем основной целью нашей работы и явилось исследование смысложизненных ориентаций молодых людей.
Итак, в современной социологической литературе существуют различные подходы к характеристике молодёжи как особой социально-демографической группы и, соответственно, по-разному очерчивается круг исследования проблем современной молодёжи.
Так, например, В.Т.Лисовский предлагает анализировать социальные проблемы российской молодёжи следующим образом. Это, прежде всего, должен быть анализ «социального портрета» различных групп молодёжи; изучение их интересов, потребностей ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодёжи во всех сферах жизнедеятельности; формирование