ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................... 3
ГЛАВА 1. Методологические проблемы социологического изучения супружеских ориентаций............................. 11
1.1. Супружеские ориентации: сущность и содержание 11
1.2. Особенности становления и реализации супружеских 51
ориентаций...............................................
ГЛАВА 2. Трансформация супружеских ориентаций в современный период............................................ 72
2.1. Основные противоречия формирования ориентаций на 72
супружество в процессе социализации личности.............
2.2. Изменения в ориентациях на супружество под влиянием 107
личного опыта семейных отношений.........................
Заключение.................................................. 126
Библиография................................................ 130
Приложения.................................................. 141
2
Введение Актуальность темы исследования.
В условиях трансформации современного российского общества сфера семьи, также как и все остальные сферы жизнедеятельности человека, подвержена сложным изменениям. Культурное, политическое, экономическое состояние страны, трансформируясь, неизбежно оказывает влияние на индивида, вынуждая его приспосабливаться к сложившимся условиям. Меняется поведение людей в повседневной жизни, в частности, разрушаются старые стереотипы супружеских отношений. Все это, так или иначе, отражается на существовании семьи и брака.
Современное общество часто провоцирует человека к универсальному поведению в различных ситуациях. Соответственно, меняется представление о гендерных ролях мужчин и женщин, они касаются не только трудовой сферы, но и семейной. Прежние, веками действующие представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, становясь мужем и женой, уже не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Мужчина и женщина начинают стремиться, прежде всего, к таким отношениям, которые на протяжении долгого времени характеризуются яркостью чувственно-эмоциональных переживаний, направленных на удовлетворение всей совокупности супружеских ориентаций в их совместной жизни.
Возникает проблема сочетания ценности семейных, брачных и супружеских отношений. Создавая семью, люди хотят одновременно чувствовать себя любимыми супругами, вполне справляющимися со своими обязанностями родителями, реализующими основные требования современного брака индивидами. Кризис традиционных семейных и супружеских отношений приводит сегодня к непрерывной веренице разводов. Увеличивается число одиноких матерей, все больше появляется людей, разочарованных в браке. Появляются представления о том, что брак обременяющая, ненужная, а порой и просто вредная для здоровья форма жизнедеятельности человека. Интенсивность жизни в нуклеарной семье якобы приводит к стрессам, психическим
з
ношений, когда общество определяет содержание и характер связи между людьми в браке. Супружеские взаимоотношения в значительно большей степени зависят от индивидуальных представлений, взглядов, и социумом их труднее контролировать. В этом смысле можно сразу отметить значительно более высокую свободу разнообразия в системе супружеских ориентаций. Ценностный мир каждого человека накладывает на них свой отпечаток.
Следовательно, прежде всего, необходимо отметить различие между тремя этими видами ориентаций как различия между общим, особенным и единичным. В семейные ориентации входят брачные, а они, в свою очередь, включают в себя более узкие по объему и содержанию супружеские ориентации. Выяснение более конкретных различий между ориентациями может быть осуществлено при рассмотрении их трактовок существующих в научной литературе.
Прежде всего, рассмотрим самое общее социологическое понятие, использованное в нашем исследовании. Такой категорией выступают ценностные ориентации.
Ценностные ориентации являются одним из определяющих элементов человеческой деятельности. Существует множество подходов к определению этого понятия, каждая научная отрасль дает трактовку этого понятия, исходя из своей специфики предмета.
В российской общественной науке интерес к изучению ценностей и ценностных ориентаций возник в начале 60 - хх. гг. Проблема ценностей была затронута в рамках марксистской философии, где было выделено два центральных направления. Первое направление рассматривало ценности как результат взаимодействия потребностей человека и объективных свойств предмета. При этом субъективная оценка не влияет на процесс перевоплощения предмета в ценность, а играет роль только при фиксации сознанием ценности как присутствующего явления1. Второе направление подчеркивало необходимость субъективной оценки предмета в процессе превращения его в
1 См. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 1983. - 535 с.
15
ценность. Субъективная оценка позволяла выделить ценности из числа других значимых элементов человеческой жизни. В рамках данной точки зрения мы и будем рассматривать проблему ценностей в нашей работе.
Существует несколько подходов к системе детерминации человеческой деятельности. Все они базируются на взаимосвязи ценностей и потребностей человека. Одним из первых социологов, кто рассматривал ценностные ориентации в системе потребности - интересы - ценности, был А.Г. Здравомы-слов.
А.Г. Здравомыслов предлагает следующую трактовку ценностных ориентаций: «Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов»1.
Однако, в рамках данного определения, можно поспорить с автором. Ценностные ориентации не всегда бывают осознанными и закрепленными жизненным опытом, часто они навязаны человеку существующим обществом. Исходя из логики всей работы и определения ценностных ориентаций, мы можем говорить, что для А.Г. Здравомыслова ценностные ориентации, в отличие от потребностей, есть сфера, в основном, духовной культуры. То есть чем более духовно и социально развит человек, тем более ярко выражены у него ценностные ориентации. При этом мотивационный механизм имеет вертикальную структуру. Духовный рост человека связан с переходом мотивации от реализации потребностей к реализации интересов, а затем уже к воплощению ценностных ориентаций. Сделав основным мотивационным
1 Злравомыслов Л.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - С. 202.
- Київ+380960830922