Ви є тут

Структура и динамика ценностных ориентаций в массовом сознании населения региона в условиях трансформации российского общества : На материалах исследований в Красноярском крае в 1991-2004 гг.

Автор: 
Немировская Анна Валентиновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
276152
179 грн
Додати в кошик

Вміст

%

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
16
I
1.1 Специфика анализа массового сознания с позиций постнеклассической социологии...............................................16
1.2 Ценностные ориентации как элемент массового сознания....47
1.3 Методика исследования ценностных ориентаций в массовом сознании населения Красноярского края.............................65
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.
............................................................76
2.1 Ориентации на ценности обыденной жизни в массовом сознании населения региона...........................................76
2.2 Отношение жителей края к социальным институтам и общностям 102
2.3 Социально-политические ориентации в массовом сознании населения Красноярского края.........................................118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................135
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................139
4
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Радикальные политические и экономические реформы, проводящиеся в стране с начала девяностых годов, разрушают привычный образ жизни большинства российских граждан, вносят значительные изменения в социальную структуру общества, дифференцируя его по материальному признаку, оказывают существенное влияние на систему ценностей жителей России. Социальные нормы и ценности, существовавшие в стране на протяжении семи десятилетий, в большинстве своём оказались отвергнуты. В массовом сознании населения формируется новый, во многом противоречивый конгломерат социальных ценностей. В нём причудливо сочетаются остатки прежних, социалистических, коллективистских ценностей, сохранившиеся в глубинах коллективного бессознательного элементы традиционного российского менталитета, и фрагменты системы ценностей «постиндустриального» общества.
За последнее десятилетие было проведено большое количество исследований, посвященных социокультурной трансформации российского общества. Отечественными социологами накоплен значительный эмпирический материал, отражающий происходящие в нём процессы. Однако существенному продвижению в изучении качественных изменений в массовом сознании препятствует как разобщенность исследований, так и, зачастую, недостаточная эффективность традиционно используемых социологами исследовательских средств. В свою очередь, не только обоснование применения тех или иных методик, но и, что особенно важно, интерпретация полученных данных во многом зависит от выбора исследователем научной концепции или теории. В настоящее же время при социологическом изучении ценностных ориентаций практически не используются постнеклассические подходы, что, в известной мере, обедняет полученные результаты, затрудняет формулировку адекватных выводов и
ценностей, социального самочувствия и т.п., которое необходимо для успешного реформирования и социального управления.
Апробация работы
Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования изложены на конференциях и семинарах: Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы связей с общественностью и рекламы» (Красноярск, апрель 2005 г.); региональная научная конференция «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии» (Красноярск, апрель 2005 г); межрегиональная научно-практическая конференция «Управление качествОхМ образования, продукции и окружающей среды» (Бийск, июнь 2005 г.); Международный форум «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, сентябрь 2005 г.). По результатам диссертационной работы автором опубликованы монография, 10 статей и тезисов общим объемом 9,5 п.л.
Материалы исследования используются в преподавании курсов «Современная теоретическая социология», «Методика и методология социологического исследования», «Социологические исследования в общественных связях» студентам отделения социологии и общественных связей психолого-педагогического факультета Красноярского государственного университета.
Структура и объем работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем текста диссертации составляет 160 страниц. Библиографический список включает 264 наименования работ, в том числе 11 на английском языке.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
1.1. Специфика анализа массового сознания с позиций
постнеклассической социологии.
В современной научной литературе анализу массового сознания посвящено значительное число работ социологического, социальнопсихологического и философского характера. В частности, для современной социологии массовое сознание выступает одной из ведущих тем, обсуждаемых в самом широком круге публикаций как научного, так и научно-публицистического характера. Соответственно, существует множество подходов к определению массового сознания, применяются разнообразные методы его изучения.
Так, в наиболее общем виде отечественные социологи понимают под термином «массовое сознание» особый тип общественного сознания, выделяемый в составе последнего наряду с общечеловеческим и групповым сознанием и связанный с деятельностью особого рода социальных общностей - масс [ 116, С. 151].
Для того, чтобы более рельефно выделить специфику поснеклассических подходов к анализу массового сознания, целесообразно вначале обратиться к истории изучения этой проблемы. Прежде всего, вкратце охарактеризуем существовавшие в западной социологии и социальной психологии подходы к анализу массового сознания в историческом аспекте, затем обратимся к ситуации, имевшей место в российской социологии, начиная с XIX века. Как известно, с течением времени постепенно происходил переход от классических к неоклассическим, неклассическим и постнеклассическим теориям. Подобные изменения в господствующих концепциях не могли не отразиться и на подходах к изучению массового сознания.