Ви є тут

Северный Кавказ: современные тенденции социального и культурного развития полиэтнического региона

Автор: 
Алхазишвили Владимир Ильич
Тип роботи: 
современные тенденции социального и культурного р
Рік: 
2004
Артикул:
193468
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 3
ГЛАВА I. Отложенные потребности этноса в национальном развитии как социальная проблема............................. 19
1.1. Прерывание постепенности в этнокультурном развитии и
его последствия............................................. 19
1.2. Противоречивость этнической мобилизации................. 38
ГЛАВА И. Мультикультурализм и преодоление
этнокультурного отставания................................... 53
* 2.1. Мультикультурализм, региональная и этнокультурная
идентичность................................................. &
2.2. Этнокультурный традиционализм как фактор современных этносоциальных процессов на Северном Кавказе................. 68
2.3. Деструктивные агенты межнациональной интеграции 86
2.4. Политико-правовые и социальные аспекты межэтнической интеграции..............................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 118
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 123
*
3
ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы
Актуальность диссертационного исследования современных тенденций социально-культурного развития в полиэтническом регионе Северного Кавказа обусловлена рядом причин. Во-первых, она связана с тем, что в результате распада СССР в общественной жизни народов Северного Кавказа сформировались деструктивные по своей сути этнополитические движения, направленные, с одной стороны, на достижение политической самостоятельности этнических общностей, с другой - на разрушение перспектив социально-экономического и культурного развития в составе Российской Федерации. Во-вторых, наметившаяся в связи с этим тенденция к этнизации и реинтеграции на традиционалитсткой основе, возросшая межэтническая конкуренция, усилившаяся вынужденная этническая миграция, привели к региональному кризису с негативными последствиями для населения всего региона.
Существенное снижение экономической активности в регионе как результат распада СССР, рост безработицы среди коренного населения, а также ставшие хроническими межэтнические конфликты по поводу восстановления границ расселения этнических групп до периода депортаций оказывают решающее воздействие на дестабилизацию ситуации в регионе Северного Кавказа. В известной мере этому способствовала противоречивость и непоследовательность, декларировавшихся и принимавшихся в 1990-е годы Федеральным центром решений в целях стабилизации социально-политической ситуации в регионе. Лишь в последние несколько лет ситуация стала приобретать положительную тенденцию развития, что стало возможным благодаря анализу не только современных факторов
другими региональными образованиями, к местному населению имели отношение весьма относительное, что лишал население гор цивилизующего влияния технического прогресса и перспективы самостоятельного существования. Иными словами, изначально закладывалась перспектива отсталости и национальной зависимости от России. Как пишет А. X. Даудов, когда в 1922 году создавали Чеченскую автономную область, выделив из Горской АССР, то город Грозный оставили в подчинении ВЦИК РСФСР, лишив, таким образом, цивилизующего влияния города на чеченское население [24].
Что касается претензий по вопросу о национальной автономии, то они в основном сосредотачивались на культурно-языковом уровне [49]. Именно по причине так называемого централизованного размещения производительных сил в Дагестане, Чечне и других национальных республиках всегда существовал излишек рабочих рук, который мигрировал в Россию в виде «диких бригад», «шабашников», или уходил в теневую экономику. Когда после бегства русских из Чечни рухнула ее экономика, оказалась разрушенной вся экономика Северного Кавказа с катастрофическими последствиями для населения всего Северного Кавказа.
Приведенные нами положения ряда отечественных авторов являются своеобразным указанием на то, что в регионе была ослаблена роль «колониальной администрации». Разумеется, развал СССР и последующая ситуация с суверенизацией не могли привести к укреплению роли администрации на Северном Кавказе. Общество, приученное жить в условиях диктатуры пролетариата, не могло за короткое время усвоить, включить в существующую систему социальных ценностей и норм правила демократического сосуществования. Ссылки на ослабление рычагов власти как на единственную причину межэтнических конфликтов на Кавказе упрощает суть исторических событий, а их социологическая
характеристика оказывается не совсем адекватной протекавшим реально социальным процессам. Причины исторических событий постсоветского периода на Северном Кавказе имеют множество измерений. К ним относятся экономические, социологические, политологические, правовые, этнокультурные величины. Именно по этой причине лишь на основе междисциплинарного подхода возможен ответ на многие современные проблемы экономической, политической и социокультурной жизни этого исторически неспокойного региона России.
В исследованиях В. X. Тхакахова динамика исторического процесса советского и постсоветского развития рассматривается как обусловленная диалектическим соотношением этнополитических и этнокультурных процессов. В качестве элементов этнополитической динамики автор называет системно состоящие во взаимодействии восьми структурно составляющих: 1) наличие представительства этноса во власти, 2) институционализации общества в системе «нация - государство», 3) преемственность по линии исторической вертикали «прошлое - настоящее», 4) отсутствие «разорванности в историческом процессе», или параллельное существование «непреодолённого прошлого» (П. Сорокин), 5) состояние «равенства -неравенства» в сфере власти и в отношении к собственности, 6) динамика этнической ситуации (соотношение сил), 8) соотношение реальности с принципом: «Политика - искусство возможного» [95]. В этнокультурном контексте автор рассматривает процесс социального конструирования по: 1) организации социальной практики, 2) изменении социального времени и 3) пространственное выравнивание распределения и потребления [95]. Характеризуя социальную практику советского периода, автор отмечает ее тоталитарный характер, выраженный в единстве пяти характерных черт: властная вертикаль в СССР, моноидеология в виде марксизма - ленинизма, классовый подход при анализе социальных процессов, корреляция национальной политики с позиций социально-культурного централизма.