Ви є тут

Творчество личности как социально-духовный феномен

Автор: 
Афанасьева Ольга Викторовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000262030
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ КАК САМОРАЗВИТИЕ
1.1. Творчество и труд
1.2. Свобода творчества и необходимость
1.3. Творческая активность личности и девиантные формы ее проявления
1.4. Творчество личности и ответственность
ГЛАВА 2.ТВОРЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ КАК ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1.Генетическое и социальное в развитии творческой личности
2.2. Логика творческого процесса
2.3. Интуиция как проявление свободы сознания личности
2.4. Смысл творчества и его социальная значимость
ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМОГО ТВОРЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
3.1 .Творчество и профессионализм
3.2. Противоречивость трудовой и творческой мотивации в сознании современной молодежи
3.3. Предпринимательство как форма творческой деятельности
3.4. Творческая сущность социального лидерства
ГЛАВА 4. САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЕЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
4.1 .Образование - школа творчества
4.2. Развитие и саморазвитие креативной личности
4.3. Развитие коммуникативной культуры, культуры общения и понимания
3-24
25-42
42-59
59-77
77-93
94-115
116-132
132-152
153-173
174-192
192-209
209-230
230-250
251-265
266-279
279-297
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
298-301
302-321
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы творчества и поиска путей повышения творческого потенциала личности становятся особенно актуальными в нестабильные периоды развития общества. Для российского общества вопросы развития творческой активности личности, специалиста, профессионала стали чрезвычайно важными в настоящее время.
Актуальность темы исследования обусловливается, во-первых, тем, что в период системного кризиса, охватившего все стороны жизни человека и общества, в условиях неопределенности и неравновесное™ воз-растает роль индивидуального поведения личности, индивидуальной воли, которые могут влиять на судьбы и деятельность многих людей. Мобилизовать творческий потенциал личности в нестабильных условиях и использовать его на благо общества - одна из важнейших задач российского государства по выходу из кризиса и решения великой исторической задачи - восстановить и укрепить экономическую, политическую, технологическую и духовную независимость державы. При этом философско-социологическая концепция творчества личности может служить своеобразным ключом к разработке стратегии выхода из кризиса, социальных и личностных тупиков.
Во-вторых, в условиях происходящих ныне кардинальных преобразований в социально-экономической и нравственно-духовной сферах жизнедеятельности российского общества, усиления деструктивных процессов, роста криминализации общества, проблема творчества личности как проблема раскрытия и использования ее потенциала становится одним из важнейших факторов выживаемости человека и человечества. Творчество - уникальный и в то же время универсальный феномен жизни. Творчество всеобще и необратимо. Но ему противостоит разрушение и смерть. Перед лицом полного уничтожения (или недостаточного сохра-
32
Идеи С. А. Подолинского о труде как деятельности, направленной на сохранение энергии на Земле, получили подтверждение и развитие в но-осферно-энергетическом понимании человеческой деятельности (В. Вернадский, Тейяр де Шарден, А.Урсул, Э. Гирусов, А. Ковалев и др.).
Подчеркивая активность человека в приспособлении к условиям существования и в изменении окружающего его мира, А.М. Ковалев отмечает, что “человек не только усваивает то, что есть в природе в готовом виде, но и своим трудом создает новые вещества, которые нужны ему для поддержания жизнедеятельности”; в конечном счете человеческая деятельность “сводится к тому, чтобы превратить энергию природы в энергию для себя, чтобы тем самым существовать и развиваться. Только постоянное пополнение своих запасов из кладовой природы обеспечивает ему возможность не только двигаться, развиваться, рождать себе подобных, но и повышать уровень своего благосостояния, а также сохранить себя в условиях внешней среды и ее разрушающего влияния”1.
Но что особенно важно, на наш вгляд, в рассуждениях данных авторов, - это то, что они подчеркивают естественно закономерный характер появления такого качества у человека, как стремление к совершенству и творчеству: необходимость преодолевать стихийные процессы природы “в конце концов привели к появлению такого качества живого существа, которое положило в основу своего развития стремление к совершенству, как условия существования и жизни в данной среде”2; "творческий процесс немыслим без равноправного участия в нем природы, ведь и сам человек - ее творение”3.
* Ковалев А. М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир.Т.2. Идеи, размышления, гипотезы.-М., 1999. С. 85-86.
2 Там же С. 86.
3 Гирусов Э.В., Никитин Е.Д. Проблема творчества и биосфера И Педагогика, 1998. N2. С. 29.
33
Подчеркивая значение труда и творчества в создание подлинно нового на планете (за счет использования энергии, приходящей извне от Солнца и Космоса в целом) и необходимость для человека научиться “аккумулировать энергию, рассеянную в окружающей среде, и переводить ее в рабочее состояние, необходимое для получения широкого спектра веществ как бытового, так и производственного назначения”, Э. Ги-русов и Е. Никитин вместе с тем отмечают, что на данном этапе отношения человека к природе человек не выглядит как истинный творец нового. Он остается лишь преобразователем и потребителем созданного природой, а масштабы его потребления превосходят все предельно допустимые меры и ставят биосферу на грань гибели (о чем свидетельствует экологический кризис)1. Подобную деятельность человека, которая ведет к гибели биосферу, никак нельзя назвать творческой.
Среди различных определений заслуживает внимания толкование творчества как такого вида деятельности, в котором, во-первых, творческие начала превалируют над стереотипами и вместе с тем находятся с ними в диалектической взаимосвязи; во-вторых, в процессе которой осуществляется духовное развитие субъекта, повышение его творческого потенциала; в-третьих, в результате образуется новый материальный или идеальный объект2.
Бесспорно, что возникновение нового есть характерный признак творчества. Но новое новому рознь. И создание нового может происходить и в процессе обычного труда. Поэтому можно сказать, что творчество и труд - виды инновационной деятельности, направленной на создание новых, оригинальных материальных и духовных ценностей (идей и решений проблем, нестандартных задач; комбинирование нечто нового из
1 Гирусов Э.В., Никитин Е.Д. Проблема творчества и биосфера // Педагогика, 1998. N2. С. 29-30.
2 Бушуев А.М., Слепцов Н.С. Диалектика творческой деятельности и развитие человека. - М., 1989. С.30-32.