Ви є тут

Образование как фактор трансляции культуры в современном российском обществе

Автор: 
Чотчаева Зарета Амирбиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271952
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1. Взаимоотношения культу ры и образования:
проблемы и методология их анализа............................14
1.1. Тсоретико-методологические аспекты социологического исследования взаимосвязи культуры и образования................14
1.2. Культура и образование: взаимосвязь и противоречия..............31
1.3. Исторические формы реализации культурных функций образования....................................................46
Глава 2. Специфика и возможности трансляции культуры институтом образования современного российского общества.............................................................64
2.1. Система образования современной России в социокультурном
контексте: состояние и перспективы развития....................64
2.2. Содержание образования и его социокультурная обусловленность................................................84
2.3. Роль университетов в процессе воспроизводства культуры.........104
Заключение..........................................................119
Примечания......................................................... 125
Библиография........................................................134
Введение
3
Актуальность темы исследования. Приоритетность социальной ценности образования обусловлена тем, что, способствуя совершенствованию социальной структуры общества и эффективной деятельности его институтов, оно обеспечивает стабильное развитие всего социума. В то же время, характер системы образования (ее цели, идеалы, набор учебных дисциплин, способы взаимоотношения учителя и ученика) определяются соответствующим типом культуры и изменяются вместе с ним. Поэтому именно гармоничное взаимодействие культуры и образования обеспечивает производство, тиражирование, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.
В современную эпоху, в период формирования информационной цивилизации, проблемы образования, его настоящего и будущего, становятся весьма актуальными, поскольку нынешняя система образования закладывает контуры глобальной ситуации XXI века. Образование в современном мире выступает как стратегически важная сфера социальной жизни. Оно формирует интеллектуальный потенциал нации, что закладывает основы ее самостоятельности и способности к выживанию в условиях международной конкуренции. Еще в 1988 году в Париже на всемирной конференции, посвященной проблемам образования конца XX - начала XXI века, была выработана концепция, согласно которой образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств, поскольку способствует развитию всех видов социально-значимой деятельности.
В то же время, в рамках современной цивилизации образовательная ситуация зачастую такова,. что принимается во внимание преимущественно прагматический смысл образования. Образование как форма трансляции культуры и фактор воспроизводства социального субъекта не всегда воспринимается как ценность и осознается как потребность.
Тем более актуальны эти проблемы для России, сделавшей за последнее столетие невиданный скачок в преодолении неграмотности, создавшей
14
Глава 1. Взаимоотношения культуры и образования: проблемы и методология их анализа.
1.1. Теоретико-методологические аспекты социологического исследования взаимосвязи культуры и образования.
В ситуации становления нового социокультурного типа образования, характерной для последних десятилетий XX века, явно актуализировалась потребность практики в новых, адекватных реальности моделях образовательной деятельности. Для того чтобы сфера образования была на уровне, соответствующем ее действительной общественной значимости, необходимы комплексные социальные исследования. Они должны включать в себя рефлексию над феноменом образования, поиск его адекватного места в системе общественных отношений, выработку целей и стратегий образования в контексте изучения социальных, экономических и культурных процессов современности.
Образование функционирует как сложное и многоуровневое общественное явление, как сфера накопления, усвоения, переработки и передачи новым поколениям знаний и социального опыта. Многогранность процесса образования обусловливает изучение его различными науками. Философия, в частности, изучает образование как специфическое общественное явление, возникающее и развивающееся во взаимодействии общественного бытия и общественного сознания. Центральную ее проблематику составляют вопросы, связанные с осмыслением исходных мировоззренческих ориентиров образования. Педагогика рассматривает образование в ракурсе методических и дидактических приемов обучения и воспитания. В отличие от них, социология исследует образование как социальный институт в его взаимодействии с остальными подсистемами общества - экономической, социально-политической, духовной - и выясняет его роль в процессе социализации личности. Формирование социологии образования как самостоятельной дисцип-
15
лины начинается с трудов Э. Дгоркгейма и затем продолжается в работах Дж. Дьюи, Т. Парсонса, Р. Коллинза, П. Бурдье, А. Турена и др.
Социология образования в России относится к тем дисциплинам, которые сформировались и институционализировались достаточно поздно, когда накопленный груз практических дел и проблем стал требовать своего социологического осмысления. (1) Ее становление и ускоренная динамика начинаются лишь в 1960-е годы, когда группа научных работников - философов, экономистов, юристов, педагогов, - стала осуществлять широкомасштабные исследования проблем перехода от образования к труду, профессиональному самоопределению и карьере, игнорируя идеологические табу. Научный интерес отечественных ученых к этой области был обусловлен тем, что в советском обществе уровень и качество образования начали играть большую роль в социальной мобильности, в процессах формирования элитных групп. В силу этого дискуссии в советской социологии образования часто имели острый политической подтекст. То же самое происходило и в том случае, когда ученые начинали изучать профессиональные карьеры выпускников учебных заведений. Здесь неминуемо приходилось пользоваться терминами и цифрами, которые касались таких явлений, как трудоустройство, занятость, безработица. Выявились также отличия в шансах молодых людей различных демографических когорт на получение образования и успешную профессиональную карьеру.
Поворот России на путь либерально-демократического развития наложил свой отпечаток и на исследования в области социологии образования. Вместе с вторичной «реабилитацией» социологии и снятием цензурных ограничений появилась возможность привлечения новых фактических и статистических материалов, возникли реатьные перспективы для более глубоких теоретических обобщений в данной сфере. 11омимо этого возникла настоятельная необходимость решения практических проблем, возникших в системе образования в связи с коренной трансформацией российского общества. В настоящее время наблюдается движение нашего образования в направлении