Оглавление
Введение ' с. 3-11
Глава 1. Методологические принципы анализа системы детерминации поведении потребителей
1.1. Особенности системы детерминации поведения потребителей с. 12-42
1.2.Система детерминации потребления парфюмерно-косметических товаров с. 43-71
Глава 2. Особенности проявлении социальных факторов в системе детерминации потребительского поведения
2.1. Специфика взаимодействия производителя и потребителя на рынке товаров промышленного производства с. 71-87
2.2. Основные социальные факторы, определяющие потребительское поведение индивидов на рынке парфюмернокосметических товаров с. 88 -119
Заключение с. 120-133
Список литературы
2
•
Введение
Одной из важных задач современных социологических исследований является изучение противоречий, характеризующих систему детерминации потребительского поведения человека. В процессе творческой деятельности люди создают все новые и новые товары, услуги, которые обеспечивают многообразие удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Современный человек не может существовать без разносторонней, много-элементной по содержанию системы потребления. Ее важнейшей особенностью является то, что она уже для многих людей выходит за рамки приобретения самых необходимых для жизни продуктов питания, предметов промышленного производства. Бурное развитие науки и техники, а также относительное повышение уровня жизни значительной массы людей в развитых » странах мира, ведет к тому, что создается система специального управления
потребительским поведением индивидов. Многие товары покупаются под влиянием таких факторов как престижность, новизна, многофункциональность, соответствие моде и т.д.
Практически все естественные природные побудители потребительского поведения заменяются системой социального воздействия, определяющую содержание конкретных потребностей и интересов человека. Эта тенденция распространяется как на предметы первой необходимости, так и на те, с помощью которых человек повышает степень комфортности своей жизни. В связи с этим актуальной проблемой становится выяснение особенностей влияния современных социальных факторов повседневной жизни человека на его потребительское поведение. Требуется специальное изучение того, как сочетаются природные и социальные детерминанты при выборе и потреблении различных товаров и услуг.
Потребительское поведение долгое время определялось, в первую очередь, потребительскими свойствами самих новых товаров, появляющихся на рынке. Однако при быстрой их смене человек чаще всего вынужден при оп-
3
Глава 1. Методологические принципы изучения системы детерми-
нации поведения потребителей
1.1. Особенности системы детерминации поведения потребителей
Система детерминации потребительского поведения традиционно изучается маркетологами. Маркетинг является частью экономической теории, поэтому можно с точки зрения экономического подхода исследовать особенности влияния различных внешних и внутренних факторов на выбор тех товаров, которые интересуют покупателя. Маркетологи чаще всего изучают влияние рекламы на продвижение товара, мерчандайзинг (расположение товара в торговых точках), внешнее оформление продаваемого изделия, ценностные ориентации и установки покупателей, влияние цены. В качестве объективных факторов, детерминирующих потребление, рассматривается пол, материальное положение различных категорий покупателей и т.д. Субъективными факторами считаются референтная группа, личный опыт приобретения товаров и индивидуальные предпочтения, которые могут возникнуть у конкретного покупателя.
Исследованием потребительского поведения также занимаются специалисты экономических дисциплин. Акцент делался на изучение такой характерной черты западной культуры, как индивидуализм, желание доставить себе удовольствие. Данные факторы являются ведущими в системе поведение потребителей. Со временем данной проблемой стали заниматься историки, культурологи, социологи. Наиболее крупными современными исследователями проблемы потребления можно считать французов П. Бурдье и Бодрийяра. Ж. Бодрийяр, которые разработали концепцию «общества потребления»1.
Потребление рассматривается им не только как экономический, но и как социокультурный процесс, включающий в себя влияние разных знаков и символов культуры. Культура пронизывает все сферы деятельности индивида, так же она выражается в тех знаниях, ценностях, которыми руководствуется че-
1 Ж. Бодрийяр Символический обмен и смерть.- М., 2000. С. 57
12
ловек, выбирая и приобретая какие-то товары повседневного спроса. На Западе, как отмечает Ж. Бордийяр, потребление для многих становится производством символов.2 Таким образом, потребление обусловлено не только базовыми потребностями, но и тем символическим смыслом, которым культура наделяет разные вещи и услуги.
Большой вклад в исследование проблемы потребления внесли такие исследователи современной культуры, как А. Гофман, М. Бахтин. Они рассматривали влияние культуры разных этносов, социальных групп на поведение индивида, когда он выбирает конкретные предметы для реализации своих разнообразных потребностей.3
В социологической традиции предметом изучение является исследование взаимодействия различных социальных групп в процессе создания, распространения, приобретения и потребления товаров и услуг.4
В нашей работе, прежде всего, возникает проблема социологического подхода к анализу изучения системы детерминации потребительского поведения различных социальных групп и индивидов. Значимость анализа с позиций данного подхода заключается в том, что детерминация раскрывает особенности взаимодействия объективных и субъективных факторов в поведении различных социальных субъектов. Действие покупателя в ситуации выбора и приобретения товара можно рассматривать как особую форму его социального взаимодействия с теми, кто произвел товар и обеспечил возможность его приобретения. Социология, как известно, изучает различные формы взаимодействия между общностями, отдельными группами, а так же взаимодействие индивидов внутри них. Следовательно, при изучении детерминации потребительского поведения необходимо выделить особенности потребностей, интересов, мотивов как тех, кто производит товар, осуществляет его реализацию, так и самих покупателей. У каждого имеются свои особые
2 См.: Там же. С.92
3 Гофман А. Мода и обычай. Новая теория моды и модного поведения. -М: Наука, 1999.С. 123-142, Бахтин М.М. Литературно-критические статьи.-М., 1996. С.43-50.
* Римашевская II. М. Социальные последствия экономических трансформаций в России//Соанссп. 1997 №8. С. 39.
13
- Київ+380960830922