ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Введение......................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа роли образовательного пространства в формировании региональной идентичности ..........................................................19
§ 1. Образовательное пространство как поле формирования региональной идентичности.............................................. 19
§ 2. Роль исторического образовательного знания в воспроизводстве региональной идентичности..........................................61
Глава 2. Динамика формирования и развития региональной идентичности в образовательном пространстве........................95
§ 1. Формирование региональной идентичности: проблемы, тенденции, перспективы...................................................95
§ 2. Развитие региональной идентичности учителя и оптимизация
кадрового потенциала системы образования региона................ 128
Заключение................................................. 153
Список литературы
156
Введение
Актуальность исследования
Колоссальная территория нашей страны, ее природное разнообразие и положение на стыке разных культурных миров предопределили особую сложность формирования и развития российского общества. Миграции народов, их смешение и чересполосное расселение, объединение и территориальное разделение стали ключевыми факторами в пространственной дифференциации и регионализации России. В России существуют такие территориальные регионы, как Поморье, Север, Поволжье, Урал,* Приморье, Северный Кавказ, Сибирь и т.д. Они представляют собой особые территории с нечеткими границами, но сложившейся системой хозяйствования, экологии, социально-духовных отношений и ментальности. Границы таких пространств-территорий представляют динамические образования, определяемые чувством тождественности действующих в нем людей, задающие нормативизацию их поведения и восприятия. Знание и актуализация особой ментальности регионов есть одна из основ развития гражданского общества, фактор социально-культурного единства российского общества. К русским регионам, претендующим на свою «особую» идентичность, относится Сибирь. Неотъемлемая часть российского цивилизационного пространства, она в то же время обладает огромным потенциалом саморазвития. Сибирь - уникальный регион, расположенный на площади 10 млн. км2, объединяющий сегодня 19 субъектов РФ с населением 24 млн. человек., которое составляют представители более 100 национальностей.
Общество поддерживает свое единство, одновременно создавая условия для сохранения и развития каждой этнокультурной группы. В любой период развития общества (тем более в кризисный) важна роль государства и власти в селекции социально-культурной эволюции общества. Именно власть, по выражению Н. Лумана, в силу действия принципа «двойной контингенции», должна вырабатывать «генерализованный код», форми-
взаимопомощь, радушие. Труд для потомственных сибиряков выступает как ценность.
4. Представлена авторская классификация концепций развития образования в регионах Российской Федерации по критериям региональной и этнической направленности. Обосновано, что существенное разночтение целей регионального образования искажает единство образовательного пространства и ограничивает возможности формирования региональной идентичности учащихся.
5. Доказана необходимость учета взаимовлияния ментальности сообщества и образовательного пространства при разработке кбнцепций развития регионального образования, поскольку решающим в определении границ регионального образовательного пространства как поля формирования региональной идентичности является ментальность этнокультурных сообществ, а не границы современных субъектов Российской Федерации.
6. Определена роль учителя в формировании российской и региональной идентичности учащихся: с одной стороны, он - носитель существующих социальных практик, менталитета, с другой - транслятор перспективных запросов общества, интерпретатор непрерывно обновляющегося образовательного знания, что подтверждает необходимость непрерывного образования для учителя.
7. Выявлены актуальные проблемы в развитии региональной идентификации населения республики Хакасия, требующие принятия управленческих решений органами государственной власти и управления образованием. К числу таких проблем относятся: определение содержания регионального образовательного знания при создании концепции развития образования региона; необходимость учета типологии региона при формировании структуры национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта; недостаточный уровень профессионализма, старение педагогических кадров, имеющих глубокие региональные корни, низкую степень укорененности молодых преподавателей соци-
ально-гуманитарных дисциплин в конкретном регионе - Республике Хакасия, что ограничивает их способность участвовать в процессе формирования региональной идентичности учащихся.
Научно-практическая значимость исследования. Научная значимость исследования заключается в анализе различных подходов к проблеме формирования региональной идентичности в образовании и на его основании выявлении роли образовательного пространства и его составляющих в формировании региональной идентичности учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы:
для проектирования и реализации регионального компонента в образовании на федеральном, региональном и организационном уровнях;
в практической деятельности государственных и региональных органов управления образованием Российской Федерации и Республики Хакасия с целью формирования и проведения региональной кадровой политики, при разработке социальных программ по воспроизводству педагогических кадров, совершенствования региональной системы образования;
для построения концепции непрерывного образования учителей в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;
на основе предложенных концептуальных подходов для введения учебных курсов по регионалистике в системе высшего профессионального педагогического образования, в целях подготовки педагогов, ориентированных на осознанное формирование региональной идентичности обучающихся;
в преподавании курсов «Социология образования», «Социология знания», «Социология региона» в учебных заведениях высшего профессионального образования.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на: заседании кафедры философии и социологии Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова; заседании
- Київ+380960830922