Ви є тут

Групповая и личностная идентификация молодёжи в сфере музыки

Автор: 
Таниева Гульнара Маратовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
306106
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................С. 3
Глава 1. Музыка как способ формирования социальной идентичности
1.1 Понятие музыкальной идентичности и его основные
концепции.................................................С. 18
1.2 Способы обращения с музыкой в процессе социальной
самоидентификации: групповое и личностное начало..........С. 42
1.3 Роль музыки в установлении сходств и различий в процессе групповой и личностной идентификации С. 62
Глава 2. Взаимодействие групповой и личностной идентичности в
музыкальной культуре российской молодёжи
2.1 Особенности формирования молодёжных групп в контексте музыкальной идентификации..................................С. 82
2.2 Роль музыки и музыкальной деятельности в формировании социальной идентичности современной российской молодёжи................С. 108
Заключение.................................................. С. 141
Библиографический список.....................................С. 145
Приложение С. 160
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Музыка уже давно из привилегированной формы деятельности стала частью повседневной жизни общества, принимая участие в процессе социальной идентификации как отдельной личности, так и различных групп, особенно молодежных.
Объясняется это тем, что сегодня российское общество представляет собой многоуровневое социальное пространство с разнообразными моделями идентификационных стратегий граждан, самостоятельно осуществляющих выбор социокультурных ориентиров. Разнообразие этих ориентиров служит индикатором как состояния общества в целом, так и молодёжи, в частности, поэтому в последнее время в России внимание социологов направлено на исследование процесса идентификации. В социальных и гуманитарных науках изучение проблемы идентичности востребовано не только в связи с необходимостью адекватного объяснения изменяющихся социальных практик, но и в связи с проблемой воспитания и образования молодёжи, её профессиональной идентификации.
Итак, актуальность музыки для социологического исследования обусловлена, во-первых, усилением роли музыки как активного фактора в социальных процессах, во-вторых, влиянием современной музыки на формирование идентичности, особенно молодёжи. Прежние
идентификационные факторы, связанные с традиционными ценностями, потеряли для большинства молодых людей свою значимость, другие, наоборот, стали привлекательными. Одним из таких факторов стал поиск собственного стиля жизни, так свойственный молодёжи, стремящейся к индивидуальной самоидентификации. Музыкальное пространство стало игровым полем, на котором, с одной стороны, приобретаются различные культурные стили, с другой стороны, музыка как сфера объективации культуры стала служить средством измерения воплощённых социальных различий, отражённых в музыкальных жизненных формах.
Лобачевского); на международной конференции «Современные проблемы социально-гуманитарных наук» (2008 г., Н.Новгород, Гуманитарный институт), межрегиональной конференции «Культурное наследие» (2009 г.,
Н.Новгород, НГСУ), 38-ом международном академическом симпозиуме, XIII Международной ярмарки идей «Законы физкультурной сферы общества» (май, 2010 г., Н.Новгород, НГАСУ).
Кроме того, диссертант является лауреатом Первого международного конкурса творчества детей и молодёжи «Музыка и электроника», прошедшего в 2006 г. в Москве, и членом координационного совета Международного конкурса «Музыка и электроника»; участником II Открытого Республиканского фестиваля-конкурса исполнителей на электроакустических инструментах «Волшебные клавиши», который проходил в Ижевске в 2007 г. В 2007 и 2012 году диссертант провела курсы повышения квалификации в Государственном образовательном учреждении Нижегородской области «Инновационно-научный ресурсный центр «Культура» для преподавателей ДМШ, ДШИ и средних специальных учреждений — клавишный синтезатор.
Структура диссертационного исследования обусловлена его предметом и целью. Она включает в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы и приложение. Работа содержит 26 таблиц и три схемы, одна из которых размещена в Приложении.
17
ГЛАВА I: МУЗЫКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1 ПОНЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
Сегодня на слушателей как из рога изобилия льётся поток музыки разнообразных стилей. По каким же критериям происходит выбор, который делает конкретный человек в пользу того или иного музыкального направления, деление слушателей на любителей классики или авангардистских экспериментов, народной музыки и этнических музыкальных произведений, рока, панка, и так далее? Как только мы поставим этот вопрос и попробуем на него ответить, то увидим, что музыка сегодня - это не только увлечение или профессия, но и способ идентифицировать себя в обществе, в социокультурном пространстве.
Вопрос «что ты слушаешь?» очень часто задают для 1010, чтобы понять, к какой социальной группе относится человек, определить его социальный статус. В этих условиях не подлежит сомнению тот факт, что многообразие современной музыки играет важную роль в социальной стратификации, в социализации личности, а, следовательно, в конструировании её идентичности. Об этом свидетельствую!' не только увлечения музыкой, но и попытки молодых людей идентифицироваться с любимыми исполнителями, унаследовать их манеры, вкусы и даже внешность. Что же такое идентичность, которая возникает в сфере музыки?
В социогуманитарном знании понятие идентичности отчётливо
сформулировано в трудах социологов и антропологов уже в 1920-1930
годах, с конца 1960-х — это одно из центральных понятий большинства
культурно ориентированных дискурсов. В 1980-х возникла даже тенденция
к универсализации понятия идентичности и на этой основе к преодолению
в перспективе междисциплинарных перегородок. В этой связи В.Хёсле
писал: «В отличие от формачьной, реальная идентичность присуща только
18