Ви є тут

Социально-экологические условия жизни студенчества: региональный аспект

Автор: 
Субочева Галина Евгеньевна
Тип роботи: 
региональный аспект
Рік: 
2005
Артикул:
193831
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
..3-16
ГЛАВА I. Условия жизни населения: история, понятие, проблемы.
§ 1. Формирование знаний о существовании человека и общества 17-39
§ 2. Население как создатель и носитель общественной жизни......39-53
§ 3. Современные представления о социально-экологических условиях жизни населения.................................................53-71
ГЛАВА 2. Социально-экологические особенности условий жизни населения и студенчества современной России и Тамбовского региона § 1. Социально-экологические условия жизни населения и студенчества
как социальной общности современной России..................72-119
§ 2. Региональные особенности социально-экологических условий жизни на примере Тамбовской области.................................120-132
ГЛАВА 3. Социально-экологические ценности и оценка условий жизни в студенческой среде: опыт социологического исследования
§ 1. Общие ценностные ориентации студенчества.................133-138
§ 2. Измерение и оценка социально-экологических условий жизни
студенчества...............................................138-149
§ 3. Экологическая культура как детерминанта развития социальноэкологических условий жизни студенчества......................149-155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................156-161
БИБЛИОГРАФИЯ.....................................................162-180
ПРИЛОЖЕНИЕ
181-185
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность темы обусловлена тем, что для любого общества молодое поколение выступает гарантом будущего его существования и развития. Социально-психологические особенности молодежи помогают ей быстро адаптироваться к новым условиям жизни, усваивать новые нравственные ценности и нормы поведения. Студенчество как самая прогрессивная часть молодежи является социально активной частью не только молодого поколения, но и всего населения, требует к себе постоянного внимания с целью прогнозирования и регулирования её поведения в общественной жизни.
Ценностные ориентации студенчества формируются в определенных социально-экологических условиях жизни, в большей степени - в период учебной деятельности. Определенные условия жизни или стандарт услуг - это обстоятельство или совокупность условий, от которых зависит обстановка (окружающая среда), где осуществляется жизнедеятельность и развитие населения. Они формируют молодых людей, закладывают отношение к обществу. Общество, заинтересованное в создании определенного типа личности, должно создавать соответствующие социально-экологические условия жизни молодежи и осуществлять социальный контроль за развитием и процессом становления социально активной личности, так необходимой современному российскому обществу.
Жизнь человека немыслима без постоянного контакта с окружающей его средой (условиями жизни: созданными Природой, и искусственно созданными с помощью разума и деятельности человека - обществом, законами и нормами поведения, стандартами жизни и др.), поскольку непрерывный обмен веществом, энергией и информацией - основа воспроизводства жизни. «Родившись в определенной среде, человек вынужден к ней приспосабливаться. И все же, располагая не только биологическими и этологическими, но и идеационно-технологическими механизмами организации жизненного пространства - времени, человек интенсивно преобразует экосферу, что в конечном итоге сказывается на нем самом. Изменения, привнесенные сегодня в окружающую среду, завтра будут представлены как ориентиры - условия существования в ней, и от
ГЛАВА 1. Условия жизни населения: история, понятие, проблемы.
£ 1. Формирование знаний о существовании человека и общества.
Философия, социология, экономика, история, психология и другие науки изучают особенности существования людей, рассматривая его разные аспекты. В связи с этим изучение условия жизни населения необходимо рассматривать комплексно, на стыке этих наук.
Интерес к человеку и условиям его существования стал проявляться давно. Во времена Античности имевшиеся знания о человеке, обществе, природе были объединены и систематизированы. Так, Платон (427 - 347 гг. до н.э.) показывает, что люди различны вследствие природного разнообразия и неравенства наделённых сил. Большое значение для существования людей философ отводит государству, интересам которого должно все подчиняться15. По Аристотелю (384 - 322 гг. до н.э.) - человек не только разумное, но и «политическое животное», жизнь которого вне общества немыслима16. Концепция Аристотеля о разумной человеческой деятельности, как результате проявления разума и нравственности человека, предусматривает её как цель жизни. У него этика и политика образуют единый комплекс, занимающийся изучением практической деятельности и поведения человека. Но в отличие от Платона он хорошо понимал, что идеальное государство в земных условиях едва ли удастся создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода. Человек своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежитии люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа: «целью государства является благая жизнь..., само государство представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования»17, наилучшей жизни. Она, по Аристотелю, предполагает не просто материальный достаток (философ был сторонником среднего материального достатка, когда в обществе нет ни бедных, ни слишком богатых людей), но и соблюдение справедливости.
14 Платон. Государство. Законы. Политика / Предисл. Е.И. Темнова. М., 1998.
16 Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 4. М.. 1976.
17 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 462.
Справедливость венчает все добродетели, к которым Аристотель относил благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость, благожелательность. Гуманистический идеал равенства людей трансформируется в идеал справедливого общежития.
Древнегреческая философия положила начало изучению человека как самого человека, его бытия, взаимообусловленного совместною существования людей, показала их взаимное влияние.
Следующим важным этапом изучения человеческого существования стали идеи гуманизма эпохи Возрождения, когда интерес к человеку, вера в его способности и возможности были характерны для новой зарождавшейся из Средневековья культуры. Человек в эпоху Возрождения воспринимался как личность, действия которой соответствовали нормам, принятым в корпорации, утверждающей себя через деятельное включение в социальную группу, в бого-установленный порядок. Гуманистическая мысль этой эпохи дала жизнь идее достоинства личности и ее существования. Появились утопии Т. Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы (1568-1639), где общество строится на отсутствии частной собственности, жизненные потребности населения получают гарантированное удовлетворение в силу возможности государства, все живут как единый коллектив. Предусматривалось аннулирование частной собственности ради социального равенства, приоритет коллективных интересов, личность приравни-
19
валась обществу , исчезала её индивидуальность. Счастье состояло в том, чтобы следовать природе, самосохранению бытия. Гуманистический идеал равенства людей трансформируется в идеал справедливого общежития.
Значительна работа Н. Макиавелли (1469-1527) «Государь», где показана зависимость человека от всех окружающих его факторов - от внешнего мира, от других людей, от переменчивости истории, от обстоятельств19. Автор показывает, что свобода в обществе может быть лишь относительной, зависящей от норм поведения, принятых в том или ином обществе. Концепция о свободе чс-
18 Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. М.. 1991. С. 17-26; Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 2-е изд., пс-
рсраб. н доп. М.. 2001. С. 118-122.