Ви є тут

Чтение как практики культурного воспроизводства в студенческой среде

Автор: 
Юмашева Наталья Дмитриевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
134
Артикул:
193377
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования чтения как практик культурного воспроизводства ................................11
1.1. Концепции изучения чтения в социологии.........................11
1.2. Габитус - основа практик культурного воспроизводства...........34
1.3. Чтение как практики культурного воспроизводства: операционализация понятия.......................................................49
Глава 2. Чтение московских студентов: анализ практик культурного воспроизводства.....................................................60
2.1. Книгоиздание России как условие формирования габитуса студента-читатсля............................................................60
2.2. Практики чтения в учебе и досуге студентов московских вузов: результаты эмпирических исследований................................73
Заключение.........................................................107
Список литературы и использованных источников......................113
Приложения.........................................................128
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Культурное воспроизводство является одной из важнейших общественных задач. С появлением печатных книг и распространением образования в его современном виде процесс культурного воспроизводства приобрел масштабный организованный характер и вышел за рамки социального института семьи. Учебное, деловое, досуговое чтение со временем стали традиционными практиками культурного воспроизводства. Уровень чтения в обществе (доля читающих и доля активно читающих) и грамотность населения тесно связаны: грамотность необходима для чтения, а само чтение развивает грамотность, прежде всего, функциональную.
Известно, что уровни чтения и грамотности членов общества влияют на качество жизни, рост экономики, развитие фундаментальной науки, духовной жизни и культуры, образование и т. д. Несмотря на это повсеместно падает интерес к чтению, изменяется его содержание. Данная ситуация складывается в условиях трансформации экономической, политической и социальной сфер жизнедеятельности российского общества. Кроме того, глобальные системы коммуникации (телевидение, компьютер, Интернет) кардинально меняют условия жизни людей. В связи с этим возникает ряд вопросов. Насколько глобальные системы коммуникации влияют на распространение практик чтения в культурном воспроизводстве? Какие условия являются благоприятными для формирования габитуса читателя? Каково отношение к чтению в обществе? Как отношение к чтению обуславливает распространение практик чтения? Какая преимущественно культура воспроизводится посредством чтения?
Культурное воспроизводство направлено на детей, подростков, молодежь, поэтому имеет смысл изучить практики чтения в одной из этих категорий. Студенческая молодежь представляет собой особую категорию, она пополняет группу интеллектуалов общества. Проблема же заключается в противоречии между социальной потребностью в функционально грамотных,
3
контрастах и антитезах книги) проверки и оправдания своих желаний, поступков; высматривает аналогию своему горю или радости, распознает свое через познание чужого; в книге часто читатель хочет заразить себя чужим смехом, чужой отвагой, чужой волей и, заразившись сделать это «своим», т. е. присвоить и пережить его»3. По сути, речь идет об удовлетворении двух потребностей читателя: в знании и достижении определенного эмоционального состояния.
Отвечая на вопрос «что такое чтение?», С. Н. Плотников также выделял функциональную и технологическую составляющую чтения: «... это жизнехранящая функция культуры. Это технология интеллектуального воспроизводства в обществе. Это коммуникативный посредник, живой диалог с современниками и ушедшими»4. Однако, рассматривая чтение как часть национальной культуры, С. Н. Плотников не забывает о конкретном человеке, о том, что дает чтение ему. По С. Н. Плотникову, это, прежде всего, сотворение в самом себе новых качеств через чтение, созидательную работу. Человеческие качества он считал главной проблемой< современного мира. Данная идея перекликается с известными идеями Римского клуба.
Основная проблема, сформулированная Римским клубом - спасение мирового сообщества от экологического кризиса. По мнению А. Печчеи, названная проблема неразрешима без изменения привычек, нравов и поведения: «...лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей»5.
Итак, С. Н. Плотников рассматривал чтение как способ формирования новых качеств в человеке. Человек читающий - homo legens - это другой человек. От нечитающего человека, как считал С. Н. Плотников, он
2 Цит. По Ельников М. П. Социология книги как научная дисциплина (методологический аспект) // Книга. Исследования и материалы. Сб. 61. М., 1990. С. 8.
3 Куфасв М. Н. Книга в процессе обшения // Проблемы философии книги. Книга в процессе общения. М., 2004. С. 116-117.
4 Там же.
12
отличается интеллектуальным развитием. Опираясь на результаты десятилетних исследований, проведенных в 80 — 90-х гг., исследователь выделяет следующие качества читателей:
• способность мыслить в категориях проблем, понимать в целом и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений;
• способность более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения;
• больший объем памяти;
• активное творческое воображение;
• лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов;
• точнее формулируют и свободнее пишут;
• легче вступают в контакт и приятны в общении;
• наличие большей потребности в независимости и внутренней свободе;
• большая критичность, самостоятельность в суждениях.
Таким образом, чтение, по мнению С. Н. Плотникова, формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Однако закономерен вопрос: чтение вообще как вид деятельности формирует перечисленные качества или все-таки есть книги, которые в той или иной степени способствуют их возникновению? Этот аспект остается неизученным и предполагает использование психологических методик. Кроме того, такое однозначно преклоненное отношение к книге и чтению свойственно не всем исследователям данной сферы. М. Н. Куфаев писал: «В том, что книга играет могущественную роль в общении людей, что она влияет на читателя, убеждает, научает, исправляет или портит и т. д., мало кто сомневается»6.
В этом контексте необходимо подчеркнуть, что рассмотрение функций книги и чтения в связи с особенностями разных индивидов (читателей), их
5 Печчси Л. Человеческие качества. М., 1985. С. 40.
6 Куфаев М. Н. Книга в процессе общения // Проблемы философии книги. Книга в процессе обшения. М., 2004. С. 98.
13