СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Социокультурные условия габитулизации рисков в социальном пространстве российского общества ..........................20
1.1. Макросоциальные источники рискогенносги социальной среды как предпосылка габитулизации рисков...............................22
1.2. Культурно-исторические факторы технологических рисков в период российской трансформации.......................................41
1.3. Специфика массовизации российского общества и риски коммуникативной среды ................................................58
Глава 2. Связи с общественностью МЧС: ценностные ориентиры,
коммуникативная стратегия и эффективность реализации...............76
2.1. Специфика деятельности и организационной культуры МЧС как субъекта рискогенной среды.....................................77
2.2. Принципы связей с общественностью МЧС в условиях рисковой коммуникации...................................................99
2.3. Эффективность коммуникативной стратегии МЧС: опыт эмпирического анализа репутации.......................................121
Заключение........................................................140
Литература........................................................145
Приложения........................................................156
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В конце XX в. в фокус мирового научного анализа попала проблема возрастания социальных рисков. Как правило, под рисками понимается деятельность в ситуации неопределенности, которая не дает возможности прогноза однозначного результата предпринимаемых действий и тем не менее направлена на позитивное преодоление неопределенности. Распространение научно-технических технологий, ориентированных на инициативность и ответственность субъектов деятельности, обусловило проникновение риска во все сферы повседневной жизни общества. Признанный социолог современности Э. Гидденс рассматривает риск как неотъемлемую характеристику функционирования современного общества и связывает его с активной преобразовательной деятельностью субъекта, направленной на кардинальное переустройство социальной системы: «Концепция риска предполагает наличие общества, активно пытающегося порвать с собственным прошлым, - а это главная характеристика индустриальной цивилизации нового и новейшего времени»1. В основе рисков, продуцируемых этим обществом, лежит растущая автономия индивида относительно сложившихся институциональных структур общества. Динамика общества в соответствии с этим вектором таит в себе риск социальной аномии.
Системные реформы в России в конце XX в. имеют эту же направленность - разрыва с советским этапом прошлого. Их радикальный характер вызвал в качестве непредвиденного эффекта аномию социетальной подсистемы общества, нарастание рисков технологических катастроф и социальной напряженности. Вхождение общества в фазу масштабного продуцирования
1 Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004. С. 39.
3
рисках и позиционирование МЧС как субъекта, способного организовать эффективный контроль за рискогенными ситуациями, а также адекватно и оперативно действовать в чрезвычайных ситуациях. Его принципами являются: оперативность и непрерывность предоставления информации, открытость обществу, достижение лояльности СМИ, информационный аудит медиапространства относительно рискогенных проблем и репутации МЧС, строгий регламент выдачи информации в чрезвычайных ситуациях, опора на информационные каналы, обладающие высокой репутацией.
6. Массовому сознанию населения крупного российского города свойствен высокий уровень тревожности относительно природных и техногенных рисков, причины которых усматриваются в объективных макросоциальных и природных факторах, что обусловливает сохранение установок на собственную пассивность и переадресацию ответственности за зону рисков государству и одновременно -сохранение низкого уровня доверия к государству. Эти особенности массового сознания обусловливают выбор со стороны МЧС модели ассиметричной двусторонней коммуникации, которой свойственны доминирование коммуникатора при учете позиций общественного мнения, несбалансированность коммуникативных эффектов, нацеленность коммуникатора на формирование убеждений и оценок общественного мнения.
7. Эмпирические исследования показывают высокую репутацию МЧС в коммуникативном пространстве российского общества, что свидетельствует об эффективности выбранной модели коммуникативного менеджмента и его основных принципов. Основными объектами репутации выступают корпоративизм самой организации, которой свойственна четкая структурированность, слаженность действий и подчиненность выполнению гуманистической миссии; личность руководителя МЧС, наделенного харизматическими лидерскими характеристиками, профессионализмом, высоким политическим авторитетом и личным мужеством; личный состав спасателей и пожарных,
которые наделяются общественным мнением маскулинными имиджевыми характеристиками: мужественностью и смелостью, гуманизмом, следованием морально-этическим ценностям, профессионализмом, атлетическими физическими данными.
Практическая значимость работы определяется потребностью осмысления эффективности различных моделей коммуникативного менеджмента для государственных структур (судебной системы, МВД, Прокуратуры РФ, различных структурных подразделений Вооруженных сил РФ и др.), направленных на формирование и укрепление доверия общества к государству. Результаты анализа могут быть использованы государственными структурами при корректировке связей с общественностью или переходе к ее двусторонней модели. Инструментарий социологического опроса может быть использован для репутационного анализа государственных структур в коммуникативном пространстве современного общества.
Содержание, инструментарий и выводы работы выступают методическим и теоретическим материалом для разработки и чтения лекций по темам: «Теоретические концепции посткоммунистических трансформаций», «Социология риска», «Теория и практика связей с общественностью», «Коммуникативный менеджмент», «Методика информационного аудита» и др. при подготовке магистров по направлениям «Социология», «Реклама и связи с общественностью».
Результаты исследования используются в работе информационных подразделений Южного регионального центра МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации Южного федерального округа.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональных и российских конференциях, а также на совместном заседании кафедры социальных ком-
18
- Київ+380960830922