Ви є тут

Ислам в социокультурном пространстве Северного Кавказа: интеграционные и дезинтеграционные функции

Автор: 
Левшуков Рустам Айгуфович
Тип роботи: 
интеграционные и дезинтеграционные функции
Рік: 
2003
Артикул:
193607
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения
социокультурного пространства Северного Кавказа............
1.1. Методологические предпосылки изучения социокультурного пространства на региональном уровне..............................
1.2. Специфика социокультурного пространства Северного Кавказа...
Глава 2. Северный Кавказ как диффузная этноконтактная зона.......
2.1. Северный Кавказ как периферия Российского государства.......
2.2. Северный Кавказ как периферия исламского мира...............
Глава 3. Роль ислама в трансформации современного
социокультурного пространства Северного Кавказа............
3.1. Эндогенная государственность в исламе как фактор формирования дезинтеграционных тенденций в социокультурном пространстве Северного Кавказа.....................................
3.2. «Исламский проект» переструктурирования социокультурного пространства Северного Кавказа...................................
Заключение......................................................
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Конец XX в. в России отмечен радикальными преобразованиями в системе политико-государственного устройства, а также модернизационными изменениями в экономике, идеологии и культуре. Экономические и политические преобразования в стране и возникший в связи с этим системный кризис российского общества привели к общему росту неустойчивости, что внешне отразилось в политической нестабильности, как на региональном, так и федеральном уровнях. Отличительной чертой современных российских отношений по оси «центр-периферия» на данный момент являются их незавершенность и все еще сохраняющаяся дезинтеграционная тенденция на уровне отдельных регионов, таящие разрушительный потенциал для целостности страны. Наиболее зримо она проявляется на Северном Кавказе. События, разворачивающиеся здесь в последние десятилетия, позволяют охарактеризовать Северный Кавказ как политически нестабильный регион России.
Укрепление стабильности в регионе и реконструкция его пространства на тех участках, где были отмечены открытые конфликты, происходят по двум направлениям, которые детерминируют соответственно федеральный Центр и региональные оппозиционные элиты. Центр использует для этого преимущественно политико-административные и финансовые средства, направленные на увеличение степени автономии республик по сравнению с советским периодом и одновременно укрепляет властную вертикаль. Региональные оппозиционные элиты, активизируя ислам, стремятся использовать в политических целях усиление интеграции северокавказских народов на мусульманской почве.
Основные усилия представителей региональной оппозиционной этнической элиты направлены на актуализацию традиционной ценностной системы, в рамках которой северокавказские автохтонные этносы предстают
3
структурно-функционального, логического, исторического и других общенаучных методов.
Разработка и обоснование концепта социокультурного пространства осуществлялись на основе базовых идей классической философии и социологии - Р.Декарта, Т.Гоббса, Г.В. Лейбница, Б.Спинозы, Ф.Ратцеля, Г.Зиммеля, Э.Дюркгейма, Р.Парка, Э.Богардуса, Л.фон Визе, А.А.Кубера.
При анализе социокультурной составляющей социального пространства были использованы идеи П.Сорокина и П.Бурдье. Методологической основой исследования социокультурного пространства выступили базовые идеи классиков культурологии - Э.Шиллза, С.Н.Айзенштадта и А.И.Ракитова - о наличии культурного ядра («центральной ценностной системы») и культурной периферии.
Источниковую базу исследования составляют официальные государственные, ведомственные, нормативные, правовые документы России, результаты социологических и социально-психологических исследований, проведенных в ряде регионов Северного Кавказа, СМИ северокавказских республик, другие оригинальные материалы по проблемам межнациональных и федеративных отношений, монографические работы представителей политической и научной элиты народов Северного Кавказа.
Научная новизна диссертационного исследования. Принципиально новым является предложенный подход к анализу изучения социокультурного пространства на региональном уровне, позволяющий соотнести степень влияния на него различных центров культуры по степени распространенности ценностей, норм и принципов организации общества. В содержательном плане научная новизна исследования состоит в следующем:
- аргументирована эвристичность применения к анализу динамики социокультурного развития Северного Кавказа методологических концепций Э.Шиллза, С.Н.Айзенштадта и П.Бурдье.
13
- обоснована содержательная специфика социокультурного пространства Северного Кавказа, проявляющаяся в явлении культурной интерференции -наложении и одновременном противоречивом присутствии культурных комплексов России, «исламского мира» и самобытной культуры Северного Кавказа - которая в кризисные периоды социального функционирования выступает конфликтогенным фактором.
- выявлено различие механизмов культурного влияния различных центров (собственно России и «исламского мира») на народы Северного Кавказа, заключающееся в задействовании институтов различных социальных подсистем.
- исследован феномен эндогенной государственности политизированного ислама как фактора формирования дезинтеграционных тенденций в социокультурном пространстве Северного Кавказа.
- проанализированы мобилизационно-политические возможности ислама в глобальной и региональной геополитике. Показано, что геополитическими противниками России на Северном Кавказе особенно успешно реализуются туранский и арабо-исламский мегапроекты по конструированию здесь новых «больших пространств». Их практическое осуществление усиливает центробежные тенденции в северокавказском регионе.
- рассмотрены условия использования интегрирующего потенциала ислама российским центром, которые заключаются в необходимости создания разноплановых условий для последующей модернизации российского ислама.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Неоднородность природной среды Северного Кавказа, культурная гетерогенность населения региона и высокая степень плотности межкультурных контактов определяют наибольшую эффективность и эвристичность изучения специфики формирования этого региона на базе концепций «центра-периферии» Э.Шиллза и С.Н.Айзенштадта и социальной
14