СОДЕРЖАНИЕ
і
2
Введение............................................................... З
1. Обусловленность характеристик дискурсивных практик социальным контекстом
1.1 Анализ теоретических и методологических подходов к исследованию дискурса в социологии..................................................14
1.2 Дискурс в образовательном пространстве............................45
2. Механизмы управления дискурсивными практиками студенчества в образовательном пространстве
2.1 Социологический анализ состояния и тенденций развития речевой культуры, общения как качественного аспекта дискурсивных практик в образовательном пространстве ..........................................66
2.2 Социальные технологии общения как механизм управления дискурсом
студенчества в образовательном пространстве...........................84
Заключение............................................................106
Библиография..........................................................110
Приложения
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена переменами, произошедшими в языковом сознании российского общества под влиянием интенсивных социальных преобразований. Данные преобразования находят отражение, прежде всего, в молодежной субкультуре, в которой сформировался особый стиль общения, противоречащий нормам литературного языка и обусловливающий возникновение тенденции распространения девиантного речевого поведения в социуме. Одновременно в российском обществе сформировались новые требования к современному специалисту, в числе которых - языковая, коммуникативная, прагматическая компетентность, выступающая индикатором уровня общей культуры. Подобный социальный заказ диктует необходимость исследования характеристик дискурса будущих специалистов и тех, кто их обучает. Формирование навыков речевого поведения в социопрофессиональной среде происходит на этапе получения высшего образования, что обусловливает целесообразность исследования данного параметра в образовательном пространстве.
В вузе функционирует особая организационная культура, влияющая на развитие образовательного пространства. Образовательная культура и образовательное пространство являются показателями уровня общего развития социума. Образовательное пространство выступает в качестве определяющего фактора и движущей силы прогресса в обществе. Социальное пространство вуза, включающее информационное обеспечение, соответствующую инфраструктуру, формирует взаимосвязанные социальные условия, способные влиять на образование человека. К таким социальным условиям в вузе относятся система норм и правил, обязанности сторон, признанные действительными и подлежащими исполнению в вузе, которыми субъекты образовательного пространства руководствуются при совершении действий на любом коммуникативном уровне.
и
• Дискурс в образовании, выступающий как власть в дисциплинарном пространстве, обладает свойствами ограничения, контроля, ритуализации поведения на всех уровнях, присвоения субъекту изучаемой системы новых статус-функций. Участники коммуникационного процесса в институте образования действуют в соответствии с принятыми в нем правилами и нормами, а также выстраивают свою систему ожидания действий собеседника в соответствии с ними. Речевые действия участников коммуникации в образовательной системе стереотипны, институциализированы, что обусловливает выбор собеседниками языкового кода в зависимости от коммуникативной ситуации и вида отношений друг с другом. Преподаватель, пользуясь языком как инструментом власти, способен влиять на обучающегося как на объект власти и таким путем создавать социальную реальность. Это означает, что в институте образования посредством управления студенческим дискурсом происходит организация общества.
• Возрастающее значение соответствия уровня подготовки молодых людей социальному заказу очевидно на фоне ужесточения конкурентной борьбы за престижные вакансии в сферах производства, бизнеса. Одним из главных требований социального заказа к современному образованию выступает языковая, коммуникативная, прагматическая компетентность студента - один из показателей социоирофессиональной компетентности специалиста. Это подтверждает актуальность исследования качественных характеристик дискурса студенчества, что предполагает соотнесение развития коммуникативной компетентности личности с современными требованиями общества. Владение культурой речи, речевой этикой является одним из критериев профессионализма в любой сфере, что осознается во всех общественных сферах, в том числе, в управленческой. Однако, результаты проведенного исследования указывают на пренебрежение правилами культуры речи, речевой этики, широкое распространение девиационных процессов в речевом поведении, отклонения от норм литературного языка, то есть, на профанацию языка в образовании.
12
• Факторами, влияющими на трансформацию дискурса студенчества в контексте формирования интеллектуальной среды в вузе, являются влияние социальной среды, включающей влияние СМИ; глобализационные процессы, а именно, распространение заимствованной лексики; социальное происхождение студентов, обусловливающее организацию социального пространства в вузе, уровень школьной подготовки; отток кадров профессорско-преподавательского состава из образовательного учреждения; отступление в некоторых случаях от принципов демократизма при взаимодействии со студентами. Управление качественными характеристиками студенческого дискурса как аспектами общекультурного уровня возможно при использовании социальных технологий общения как системы приемов обучения и воспитания культуры речи и общения во взаимодействиях различного уровня, существующих в образовательном пространстве.
• Методика применения социальных технологий общения складывается из определения проблемной ситуации в образовании, использования преподавателем коммуникативных стратегий дружелюбного контакта, позитивного восприятия собеседника, организационного вмешательства в ситуацию в зависимости от коммуникативного контекста. Институциализация ценности речевой культуры в языковом сознании студенчества происходит при следовании преподавателем нормам культуры речевого общения, контроле студенческого дискурса - незамедлительном вознаграждении речевого действия, сконструированного согласно критериям культуры речевого общения. При использовании принципов диалогичности, взаимоуважения и толерантности в отношениях преподаватель - студент институциализируется социальный феномен культуры речевого общения, то есть, преподаватель конструирует качественно новую социальную реальность посредством организационное вмешательство в процесс продуцирования дискурсивных практик.
• Проведенный анализ дискурсивных практик в образовательном пространстве позволил сделать ряд выводов относительно особенностей развития
- Київ+380960830922