СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОЛОДЕЖИ.............................................18
§ 1. Физическая культура в контексте общей культуры.....18
§ 2. Показатели ценностей физической культуры молодежи и их
измерение............................................35
Глава 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ....................................56
§ 1. Состояние и тенденции развития ценностей физической культуры
молодежи.............................................56
§ 2. Основные факторы, влияющие на ценности физической культуры
молодежи.............................................75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................114
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................135
3
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования обусловлена объективной необходимостью достижения качественно нового состояния российского общества, что прежде всего означает решение проблемы формирования новых поколений людей, обладающих современным стилем мышления и деятельности. Действительно, изменить общество невозможно, не изменив взгляды людей, систему их духовных ценностей, интересов и идеалов. Речь идет о формировании у индивида системы ценностей, сочетающей в себе высокоразвитую духовную культуру с такими качествами, как инициатива, деловая активность, целеустремленность, предприимчивость, трудолюбие, приобретающих особую актуальность в период становления рыночных отношений, которые не только расширяют возможности применения человеческих способностей, по и предполагают известную конкуренцию, требующую непрерывного образования, постоянного профессионального и культурного роста, значительного напряжения духовных и физических сил.
В связи с этим исключительного внимания заслуживает проблема формирования ценностей физической культуры молодежи как особой социально-демографической группы. В докладе 1995 года, посвященному десятилетию Года молодежи Комиссия по международным гуманитарным вопросам ООН отмечает, что социальные потрясения непременно отражаются на молодом поколении, ухудшают его психическое и физическое здоровье, приводят к стремительному росту потребления алкоголя, наркотиков, преступности в молодежной среде. Применительно к современному российскому обществу острота проблемы заключается, во-первых, в том, что темпы ухудшения физического состояния молодых людей слишком велики; во-вторых, в том, что физический статус детей и молодежи по всем основным показателям имеет нисходящую тенденцию, то есть продолжает ухуд-
13
туры молодежи и основных факторов, влияющих на их трансформацию в условиях реформирования общества. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать и обобщить основные теоретические подходы к междисциплинарной проблеме физической культуры, сложившиеся в социологии и смежных науках;
- определить систему ключевых категорий и показателей, основные теоретико-методологические и методические принципы социокультурного анализа ценностей физической культуры молодежи;
- исследовать с помощью методов социологического тестирования и анкетирования состояние и тенденции социокультурного развития ценностей физической культуры молодежи в корреляции с представительными данными общероссийских и международных исследований;
- выявить и интерпретировать основные факторы, влияющие на трансформацию ценностей физической культуры молодежи в условиях реформирования общества;
- осуществить концептуальный анализ проблемы на основе принятой методологии, данных практики и проведенных конкретносоциологических исследований;
- обосновать теоретические и практические выводы и рекомендации в адрес субъектов молодежной политики различного уровня, а также профильных специалистов образовательных учреждений.
Объект исследования - ценности физической культуры молодежи.
Предмет исследования - состояние и тенденции социокультурного развития ценностей физической культуры молодежи и основные факторы, влияющие на их трансформацию в условиях реформирования общества.
К элементам научной новизны диссертации можно отнести:
14
- авторский концептуальный подход к физической культуре как аксиологическому феномену, базирующейся на синтезе естественнонаучного и социально-философского познания, основывающейся на единстве природных, социальных, личностных, материальных и духовных ценностей;
- определение системы ключевых понятий, методологии и методики социокультурного анализа ценностей физической культуры молодежи;
- оригинальную систему показателей, отражающую состояние и тенденции социокультурного развития ценностей физической культуры молодежи, предполагающую как количественные оценки, так и качественный анализ этого процесса;
- результаты комплексного социологического исследования социокультурного развития ценностей физической культуры современного молодого поколения. На основе представительных данных осуществлен сравнительный анализ ценностных систем молодежи России, определены особенности изменения физического статуса и мотивационной сферы сознания различных ее групп в социальном и региональном разрезах;
- выделение, интерпретацию и операционализацию основных факторов, влияющих на состояние и тенденции социокультурного развития ценностей физической культуры молодежи в условиях реформирования общества;
- обоснование теоретических выводов, разработку практических рекомендаций в адрес субъектов молодежной политики различного уровня, а также профильных специалистов образовательных учреждений.
Положения, выносимые на защиту:
По убеждению автора, сводить использование физической культуры только к повышению физического статуса было бы ошибочным как в научном, так и социально-практическом плане. Поэтому со-
- Київ+380960830922