Ви є тут

Визуальные женские образы: опыт исследования советской визуальной культуры

Автор: 
Захарова Наталья Владимировна
Тип роботи: 
опыт исследования советской визуальной культуры
Рік: 
2005
Артикул:
193455
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
22
22
45
68
88
89
99
99
ИЗ
128
140
147
157
161
ПЛАН
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
визуальных женских образов
§.1.1. Визуальная культура и масс медиа:
формирование видения и производство визуальных образов
§.1.2. Социологические основания изучения
изуальных женских образов
§.1.3. Роль идеологии в формировании
визуальных женских образов
Глава 2. Репрезентация визуальных женских образов в советской массовой культуре
2.1. Методические аспекты изучения визуальных женских образов
2.2 Особенности репрезентации и динамика визуальных женских образов в советской культуре
2.2.1. Активная женщина
как протагонист новой советской культуры
2.2.2. Между домом и работой: дуализм женских образов в 1930-1960 гг.
2.2.3. Возвращение в семью:
репрезентация женских образов в 1960-1990 гг.
Заключение Библиография Приложение №1 Приложеиие№2
3
Введение
Актуальность темы исследования
Современное общество, становясь постиндустриальным и информационным, превращаясь в общество массовой культуры, «заговорило» на новых языках и увидело себя в иных визуальных пространствах. Новая реальность актуализирует одну из систем «влцети» -символическую, знаковую реальность, в которой важнейшую роль выполняют визуальные знаки и образы. Мир погрузился в общество зрелищ, общество спектакля. Индустрия образотворсния «производит» организованный поток визуальной информации с одним намерением - воздействовать на зрителя. Теперь феномены внзуальности выступают- не просто сферой художественного творчества, но и средством идеологии, становясь одним из эффективных механизмов воздействия на массы. Действительно, сегодня все чаще человек имеет дело, как правило, не с реальным объектом, а с его
I
образом - симуляцией. Образы все чаще заменяют реальность. Это замещение происходит во всех сферах жизни: на современном рынке обращаются не реальные вещи, а создаваемые рекламные образы, борьба за политическую власть - это тоже борьба образов - политических имиджей, социальные институты также все чаще включаются в игру образов. Процессы социализации и ресоциализации также начинают проходить в контексте аудиовизуальной культуры. Медиа, экранные технологии формируют нужного
I
обществу человека, в том числе и в отношении того, что касается б^овых, гендерных идентичностей. Создание первообразов мужской и женской мифологии, моделирование строя желаний, внедрение образов гснДсрных ролей и стереотипов - важная функция в технологиях гендера современных средств массовой информации. Именно символические стратегии гендерной визуализации в обществе конституируют политики женской субъективной репрезентации, а не наоборот. Таким образом, визуально репрезентированные, находящиеся на поверхности знаки часто маскируют
15
5. проанализировать динамику и определить особенности репрезентации визуальных женских образов в советской культуре;
6. выявить корреляции между доминирующими в обществе поло-ролевыми идеологемами и особенностями визуальной репрезентации образа женщины.
Объект и предмет исследования \
Объект исследования - это визуальные образы женщины в советской массовой культуре. Образ женщины является одним из доминантных визуальных дискурсов в современной массовой культуре и поэтому требует своего изучения в силу тотальной визуализации и глубоких изменений, происходящих в гендерной составляющей человеческой личности и социальных структурах общества. Женский образ как носитель культурной семантики в контексте социокультурной коммуникации выполняет важные эстетические, социальные, а теперь экономические и политические функции.
Если раньше он в основном был представлен в искусстве, и рассматривался

как определенная эстетическая категория, то с появлением массовой культуры и активным использованием женского образа в масс медиа и рекламе, он скорее стал инструментом манипуляции массовым сознанием.
Предметом диссертационного исследования является динамика визуальной репрезентации женских образов в советской массовой культуре и ее связь с социально-идеологическими условиями создания и трансляции доминирующих в обществе образцов и представлений о поло-ролевых отношениях.
Теоретико-методологические основы исследования \
Предмет диссертационного исследования - идеологические особенности визуальной репрезентации образов женщины - предполагает обращение к самым различным теоретическим подходам и парадигмам. Социологическое исследование визуальных образов - прерогатива visual studies, изучение женских образов - гендерной теории, исследование
16
визуального облика женщины - теории телесности, выявление корреляции между визуальной репрезентацией и идеологией - теорий идеологии. И те, и другие, и третьи по своей природе плюралистичны и позволяют эффективно применять методологический аппарат различных парадигм. Таким образом, работа носит мультипарадигмальный характер. В качестве теоретикометодологической основы исследования рассматриваются следующие социологические подходы: структурно-функционалистский (визуальная
массовая культура и идеология рассматриваются как единые элементы одной системы находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом), социально конструктивистский и феноменологический (позволяют исследовать механизмы конструирования образов, которые приобретают статус первичной реальности), постструктуралистский и семиотический (обосновывают изучение реальности как текста).
Методика исследования
Изучение визуальных компонентов культуры, изображения требует применения как качественных, так и количественных методов анализа. Цель данного исследования - выявление динамики визуальных женских образов в советской массовой культуре и их корреляции с доминирующими в обществе
I
поло-ролевыми идеологемами предполагает обращение к стандартным процедурам контент-анализа. Понимание же и интерпретация отдельных изображений построены таким образом, чтобы герменевтическими и семиотическими средствами расшифровать содержание социальных значений и смыслов в их визуальной символике. В основу семиотического анализа в данном исследовании положена методология Р.Барта, которая позволяет работать с идеологическими аспектами знаков и образов.
Источниковая база исследования
Основным источником материала для исследования послужили
I
массовые женские журналы. Вообще журналы как культурный фёномен являются одним из способов репрезентации социальной реальности и тех