- 2 -Содержание
Введение .................................................... 3
Раздел I Теоретико-методологические вопросы
исследования ориентаций на образование . . 17
Раздел II Роль ориентаций на образование в социально-профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных учреждений ............................. 56
Раздел III Условия реализации выпускниками общеобразовательных учреждений ориентаций на образование..................................................88
Заключение..................................................139
Библиографический список использованной литературы . . 144
Приложения..................................................159
- 3 -ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В социологии духовной жизни важность изучения ориентаций молодежи на образование определяется прежде всего его ролью в жизни современного общества. Причем имеет место диалектическая взаимосвязь образования и общества, которую подчеркивал еще К. Маркс: "С одной стороны, для установления правильной системы образования требуется изменение социальных условий, с другой стороны, для того, чтобы изменить социальные условия, нужна соответствующая система образования"1.
Точка зрения на роль образования в жизни общества подвержена воздействию экономических и политических отношений, господствующих в обществе. В период экономических спадов, а также в условиях тоталитарных и посттоталитарных режимов значение образования в общественном развитии обычно принижается. Взгляды, подчеркивающие важность роли образования, получают распространение в период оживления экономики и в условиях демократии.
Наиболее развитые страны до 40% валового национального продукта получают в результате развития эффективной системы образования. Вложения в развитие образования достаточно быстро окупаются. По оценке американских экспертов 1 доллар, инвестированный в образование, дает 3-6 долларов прибыли 2.
Повышение уровня образования ведет к повышению эффективности всех факторов производства, так как образованные работники предрасположены к инновационной деятельности, к введению более совершенных форм производства, к передаче своих знаний и навыков коллегам.
1 Запись речей К. Маркса о всеобщем образовании в современном обществе //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,Т.16. С.595.
2 Морова А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную структуру//Социологические исследования. 1998. N 9. С.73.
- 17 -
Раздел I. ТЕЮРЕТИКО-МЕТОДОЛОГКЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОРИЕНТАЦИЙ НА ОБРАЗОВАНИЕ
Включение выпускников общеобразовательных учреждений в систему профессионального образования и (или) в профессиональную деятельность сопряжено с их профессиональным самоопределением, которое является частью жизненного или социального, в широком смысле, самоопределения личности.
Академический словарь современного русского языка "самоопределение” трактует как действие от глагола "самоопределяться" что означает осознать себя, свои интересы, определить свое собственное существование, свое место в жизни, обществе, начать существовать самостоятельно" 1.
Образование, работа, дом, любовь, семья, все это - цели жизненного самоопределения личности. Причем достижение этих целей намечается в разные сроки и в разной последовательности в зависимости от взглядов и возможностей субъекта самоопределения.
Молодежи наиболее доступными представляются сексуальные отношения. По данным исследований, сексуальный опыт "имеет половина шестнадцатилетних, две трети семнадцатилетних и почти 90% девятнадцатилетних молодых людей" 2.
Свобода сексуальных отношений для 38% молодых татарстанцев - это проявление естественной физиологической потребности, для 18% - способ самоутверждения, а для 9% - форма протеста 3.
Встречаются и ранние браки среди социально незрелых моло-
1 Самоопределение//Словарь современного русского языка, Т.13. М.-Л.: ИЗД-ВО АН СССР, 1972. С.37.
2 Мартынюк И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи: (Опыт прикладного исследования). Киев: Наук, думка, 1993. С. 51.
3 См.: Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в Республике Татарстан, с.4.
- 18 -
дых людей. Эта тенденция проявляется в последнее десятилетие 1.
Наименее доступной жизненной целью является приобретение собственного хилья. Отделиться от родителей часто удается лишь по выходе из молодежного возраста, то есть после 30 лет.
Ближайшие цели жизненного самоопределения обычно осознаны и проработаны более детально. Отдаленные цели имеют лишь самые общие очертания.
Но вот "...наступает момент, когда личность... определяет себя, свое место в структуре общественно-политических, экономических, идеологических, образовательных, профессиональных, семейных. дружеских и т.д. отношений..." 2.
Самоопределение невозможно без сознательно организованного процесса самовоспитания. " Воспитываться - значит самоопределяться..." э. Самоопределение есть определение себя в мире.
И "...молодой человек активно самоопределяется буквально во всех сферах жизни. Выбор идеалов, профессии, места работы и жительства, формы общественно-политической и культурной активности. круга общения, спутника жизни, способов организации досуга и т.д. - все это составляет содержание самоопределения личности на пороге зрелости" 4.
Процесс включения молодежи в общественную жизнь именуется жизненным самоопределением. Жизненное самоопределение - процесс становления качеств подрастающего поколения и включения
1 См.: Мустафин Р. Семья: ранних браков становится больше // Казанские ведомости. 1997. 29 апр.
2 Мартынюк И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи. С. 64.
3 Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч. : В 2 Т. М.: Педагогика. 1979. Т.1. С.42.
4 Соболева Н.И. Мировоззрение и жизненный путь молодежи// Формирование мировоззренческой культуры молодежи. Киев: Наук, думка, 1990. С.41.
- Київ+380960830922