Ви є тут

Особенности сексуальной культуры в современной России: социологический анализ

Автор: 
Пичугина Татьяна Августовна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2003
Артикул:
193623
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Актуальность темы исследования.
Проблемы сексуальной культуры в последние десятилетия активно исследуются представителями разных наук. Это связано с тем, что глубокие изменения в трудовой, бытовой, досуговой деятельности, вызванные научно-техническим прогрессом, привели к качественным преобразованиям в отношениях между мужчинами и женщина в интимной сфере. Прежние моральные, эстетические, правовые регуляторы поведения в сексуальной сфере отмирают, а вместо них постепенно и противоречиво утверждаются новые, требующие пристального изучения психологов, демографов, культурологов, социологов.
Следует отметить, что на Западе различные стороны современной сексуальной культуры различных групп населения очень активно исследуются. В нашей же стране только последние 10-15 лет стали появляться работы, посвященные анализу данной проблематики. В них чаще всего рассматриваются лишь отдельные явления, происходящие в нашем обществе в связи с либерализацией половой морали, утверждением некоторых, пришедших с Запада, норм поведения в интимной сфере. При этом результаты отечественных и западных исследований не сравниваются, а закономерные глобальные процессы объясняются су1убо российскими специфическими трудностями. Низкий уровень жизни, общая криминализация жизни в стране, разрушение общественного здравоохранения, угроза эпидемии СПИДа и инфекций, передаваемых половым путем, нечувствительность россиян к факторам социального и личного риска и угрозы смерти, связанная с такими культурноисторическими диспозициями, как фатализм, социальный мазохизм и беспомощность признаются как факторы, влияющие на отдельные стороны современной сексуальной культуры россиян, но специально не изучаются.
Между тем, в условиях возрождающегося сексуального дискурса стало очевидным не только определенное отставание нашей страны от других цивилизованных государств мира, но и то, что главные тенденции в динамике
з
сексуальной культуры - научиться вовремя открывать «клапан» для разрядки.
• Магнетическая концепция уходит корнями в эзотерические учения. Ее сторонники видят в сексе мощный инструмент преображения человеческой личности, который позволяет прийти к «высшим аспектам бытия» по трем путям: аскеза; нормированное использование сексуальности в супружестве; преобразование себя через Тантру или другие религиозные основания. Формирование сексуальной культуры сторонники данного направления видят в том, чтобы следовать космическим целям половых отношений; овладеть техникой предварительной любовной игры, самого полового акта и различными приемами, стимулирующими желание; обучать выбору подходящей партнерши.
• Социокультурная концепция. В основе социокультурного подхода к развитию индивида как личности лежит дуализм его существования, проявляющийся в постоянном противоречии и борьбе между «верхом» и «низом», душой и плотью. При гармоничном единении одного и второго достигается идеальное существование иррациональной человеческой сущности, но появление пары, достигшей этой цели и ощущающей себя счастливо, - явление исключительно редкое и, чаще всего не афишируемое окружающим.
Если традиционный подход к половым отношениям заключается в поиске путей воссоединения двух половых начал, то социокультурная концепция помимо этого учитывает деятельностную и нормативные составляющие сексуального поведения, новые подходы к известной дихотомии (делению на гетеросексуальные и гомосексуальные отношения) и возможность бисексуальных проявлений, индивидуальных особенностей сексуальности личности, тем самым, расширяя объект притязаний.
Поэтому социокультурная концепция полового развития предполагает:
16
• Формирование определенного сексуального поведения посредством всего многообразия мер, средств, форм и способов, которые выработало человечество в ходе исторического развития.
• Стремление к повышению уровня сексуальной культуры индивидов, общественных групп или выравниванию ее уровней в паре.
Таким образом, социокультурная концепция рассматривает сексуальное поведение в самом широком спектре его проявлений от аскезы до пансексуализма. При этом наличие определенного уровня сексуальной культуры личности является условием его изменения, регулирования и формирования в процессе различных форм половой социализации.
Эмпирически ориентированная классификация, принимающая во внимание такие практически значимые моменты, как степень сексуальной терпимости, структура семьи и взаимоотношения поколений, а также эпидемиологические показатели, определяет в европейском регионе три главных типа сексуальной культуры. В странах Северной Европы, где отношение к сексуальности традиционно терпимое, подростки максимально автономны от старших, гендерные различия резко уменьшаются и существует систематическое сексуальное просвещение, демографическая и эпидемиологическая статистика наиболее благоприятна. В странах Южной Европы (Италии, Испании, Греции и других), где сильны традиционные стереотипы, влияние родительской семьи и религии, а сексуальное просвещение менее откровенно, сохраняется двойной стандарт, но тенденции развития те же самые.
Третья группа стран (условно — Центральной Европы), включающая Англию, Германию и Францию, стоит посредине, причем одни больше тяготеют к первому, а другие — ко второму типу сексуальной культуры. Очень велики индивидуальные различия между странами, особенно в институтах сексуального образования. Во всех странах существуют социальноклассовые, региональные и гендерные различия, требующие конкретного количественного и качественного анализа.
17