2
Студенчество современного молодого города как социальная группа.
(на материалах г. Нижнекамск)
Содержание.
Введение.......................................................3-18
Раздел 1. Студенчество как объект исследования социологической науки...................................................19-50
Раздел 2. Место студенчества в социальной структуре современного общества...............................................51 -75
Раздел 3. Социальная активность студенчества современного молодого города.............................................76 - 110
Раздел 4. Основные направления развития студенчества на современном этапе..............................................111-133
Заключение...................................................134 - 139
Список использованной литературы...............................140-154
Приложения.....................................................155- 175
Введение
3
Актуальность темы.
Нынешняя сложная и противоречивая ситуация в нашей стране ведет к глубоким изменениям во всех сферах жизнедеятельности человека. Системный кризис, переживаемый российским обществом, особенно болезненно сказывается на судьбах молодых людей. Молодежь вступает в жизнь полную вопросов и нерешённых задач.
В настоящее время проблемы молодёжи вошли в число самых злободневных и насущных, поистине глобальных проблем современности. Социальные проблемы молодёжи достаточно широки по диапазону, сложны и противоречивы по характеру. Они лишь условно могут быть определены как молодёжные. В принципе, вытекая и определяясь социально-экономическим состоянием общества, они являются частью социальных проблем государства.
Молодёжь традиционно восприимчива, доверчива, и в тоже время критична по отношению к старому, устоявшемуся. Она наиболее чувствительна к переменам, реагирует на изменения, происходящие в обществе.
Сегодняшняя молодежь включает в себя различные группы, среди которых выделяется студенчество. Студенчество - это та часть молодёжи, та социальная группа общества, которая в скором будущем определит направления в экономической, политической и духовной жизни общества. Сегодня в России 260 студентов на 10 тысяч населения.1 В жизнь вступают новые поколения, что означает не только социальное, но и физическое обновление общества. В связи с этим весьма актуален научный анализ тех явлений и проблем, которые связаны с включением студенческой молодёжи в многообразную жизнь общества.
1 См.: Филиппов В. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы (Доклад на Всероссийском совещании работников обра:ювания).//Народнос образование. - №2, 2000.-С. 42.
16
познавательная, общественно-политическая, активность в сфере культуры и быта, охарактеризованы уровни познавательной активности студентов;
- выявлены специфические региональные черты студенчества современного молодого города республики Татарстан;
- в научный оборот вовлечены материалы социологического исследования, полученные в результате опроса студенческой молодёжи г. Нижнекамска и намечены основные направления развития студенчества в современных условиях.
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
1. Специфические черты студенчества современного молодого города как социальной группы в социальной структуре общества проявляются по социальным функциям (подготовка к высококвалифицированному труду, личностное и социальное становление, согласование желаний и возможностей и т.д.); видам деятельности (учебнопрофессиональная, внеучебная, научная, творческая); составу студенчества (неоднородность в политических, экономических, социальных и этнических отношениях, но приблизительно одного возраста с определённым уровнем образования); специфике труда - учебной деятельности; месте и роли студенческой молодёжи в социальной структуре современного молодого города.
2. Социальное положение студенчества в социальной структуре общества вытекает из его социальной функции, которая состоит в подготовке к высококвалифицированному труду, результатом этой подготовки является воспроизводство группы специалистов и интеллигенции, востребованных социально-экономической структурой региона, города.
3. На социальную активность студенчества, академическую успевае-
мость и уровень подготовки специалиста высокой квалификации решающее влияние оказывает самообразование и самостоятельная работа студентов. Участвующие в ПИРС и в УИРС - это студенты, которые, как правило, учатся на «5» и «4».
4. Студенты современного молодого города, как и студенты других регионов России, являются, с одной стороны, жёсткими прагматиками, с другой стороны - мечтательными романтиками. Они находятся на пересечении и переплетении духовных ценностей, и как социальная группа может быть оценена как маргинальная: от школы уже ушли, к специалистам ещё не пришли, не усвоившие ни ценностей «старого» мира, ни реальных ценностей «нового» мира.
Научная и практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов и выводов при совершенствовании процесса обучения в высших учебных заведениях, в разработке государственных образовательных программ, в преподавании социологии. Возможным является также использование их средствами массовой информации, ориентированными на проблемы молодёжи.
Апробация работы. Основные положения диссертации использовались в выступлениях: на региональной научно-практической конференции «Социально-экономические и нравственно-эстетические аспекты развития социально-культурной сферы в условиях рыночной экономики», состоявшейся в феврале 1998 года в Казанской государственной академии культуры и искусств; в материалах межвузовской научно-практической конференции «Негосударственное образование: вопросы теории и практики» в феврале 1998г. в г. Казани; на межвузовской научной конференции «Проблемы социализации студентов гуманитарных вузов» в марте 1998г. в г. Нижнекамске; региональной научно-практической конференции «Институционализация субъектов Рос-
- Київ+380960830922