2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
Глава 1 ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА
СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ..................................11
1.1 Социализация как основа процесса становления личности.. 11
1.2 Социологический аспект процесса становления личности воспитанника................................................27
1.3 Основные факторы, влияющие на процесс формирования
профессионально значимых качеств личности...................37
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В
СИСТЕМЕ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ.............................................53
2Л Ценностные ориентации в процессе формирования личности..,53
2.2 Противоречия социализации на различных этапах...........73
2.3 Основные направления деятельности органов управления по оптимизации
процесса становления личности воспитанника..................87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................106
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................112
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения тех радикальных процессов социокультурной трансформации, которые характерны на современном этапе развития общества. Коренная ломка привычных социальных структур, кардинальные изменения политической и идеологической сфер, рост межэтнических и расовоэтнических взаимодействий, появление новых технологий и связанные с этим модификации образа жизни, методологические новации внутри научного знания - все это изменило социальную ситуацию, оказывающую влияние на создание иных способов человеческого бытия.
Социальные процессы реформирования общества, в том числе и его военной организации в полной мерс затронули систему военного образования России. В ходе обучения в среднем специальном военно-учебнохМ заведении Министерства обороны Российской Федерации воспитанники в соответствии с программой обучения приобретают достаточное количество знаний, умений и навыков, но за годы учебы социальная среда претерпевает значительные изменения, меняются условия и обстоятельства предстоящей воинской службы. По мере осознания широкого круга своих будущих обязанностей и прав каждый воспитанник задумывается о необходимости соответствовать своей будущей профессиональной роли, оценивает те многие сферы деятельности, в которых ему придется действовать в качестве офицера. Эффективная реформа военного образования в России в полной мере связана с успешной социализацией личности будущего офицера в процессе обучения в среднем специальном военно-учебном заведении.
Вышеизложенное определяет актуальность исследования процесса становления личности будущего военнослужащего, которая обусловлена следующими обстоятельствами:
Глава 1 ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Социализация как основа процесса становления личности
В большинстве философских и социологических трудов понятие «становление» личности большей частью употребляется как синоним понятий «формирование», «социализация» личности. Знакомство с литературой по проблеме становления личности позволяет сделать вывод о том, что среди исследователей не было единого мнения по данной проблеме. Так, например, Б.Г. Ананьев и А.Г. Здравомыслов понимали процесс становления личности как процесс социализации1. Отождествление понятий «формирование» и «социализация» имеет место также в работах А.И. Баранова, ТО.И. Матвеева, А.Г. Харчева2.
Чаще других высказывалась точка зрения, согласно которой социализация есть процесс усвоения социального опыта. Одним из первых подобное мнение высказал И. С. Кон, определяя социализацию как процесс «усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность»3. Конкретизируя свое определение, И.С. Кон говорил о социализации как об усвоении индивидом определенной системы социальных ролей и культуры4.
Аналогичной точки зрения придерживалась Н.Д. Наумова, которая определила процесс социализации «усвоение человеком того социального
'См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ. 1969. С. 83. Здравомыслов А.Г. Методология
и процедура социологических исследований. М.: Мысль. 1969. С. 25, 27.
гСм.: Баранов А.И. Городская семья и личность. Социологические исследования. Вып. 7. М. 1974. С. 76. Матвеев Ю.И. Методологические проблемы исследования социальной типологии личности. Автор, канд. дисс. Р-на-Д. 1971. С. 11. Харчев А. Г. Становление личности. М.: Знание. 1972. С. 22.
’См.: Кон И.С. Социология личности. М. Политиздат. 1967. С. 22 *Там же С. 101
опыта, образцов, поведения, которые необходимы ему для успешного выполнения своих социальных функций»1.
На необходимость особого выделения биологических предпосылок социализации указывали Б.Д. Парыгин, С.С. Батенин и В.В.Леонович2. Природная среда - важная составная часть биологических предпосылок социализации наряду с природными задатками в самом человеке. По мере процесса социализации отношение между человеком и окружающей природой принимает все менее непосредственный характер. Оно опосредуется непрерывно совершенствующейся системой орудий труда.
Сущность процесса изменения биологических предпосылок социализации удачно охарактеризовал К.Маркс и Ф.Эигельс, анализируя социальную потребность человека следующим образом;
«Потребность человека стала человеческой потребностью, то есть, в какой мере другой человек в качестве человека стал для него потребностью»3.
Большинство авторов предпочитает трактовать социализацию только как процесс превращения некоторых субъектов в социальное существо. В первую очередь сюда относятся определения, содержащиеся в работах Н.В. Андреенковой, И.С. Кона, Б.Д. Парыгина и других. Значительно реже социализацию рассматривали как двусторонний процесс. Показательными в этом смысле являются высказывания П.Н. Лебедева и О.И. Иванова.
Критикуя И.С. Кона за то, что в его определении социализации активной стороной процесса является непосредственно индивид, а не общество, П.Н. Лебедев справедливо утверждал, что в этом случае остается
'См.: Наумова Н.Ф. Проблема человека в социологии. Вопросы философии. 1971. Х?7. С. 61 ?См.: Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории, М.: Мысль. 1971. С. 165. Батенин С.С. О родовой природе человека. Марксистко-лснинская философия и современный общественный прогресс. Изд-во МГУ 1969. С. 35-147. Леонович В.В. Общественное сознание как социальный фактор биологического
становления и органического развития человека. Философско-социологические исследования. Вып. 12 ЛГУ. 1971.С. 118.
3См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.1956. С. 587.
- Київ+380960830922