СОДЕРЖАНИИ
ВВЕДЕНИЕ 3
1, Теоретико-методологические аспекты исследования молодёжных субкультур в современной России 15
1.1. Молодёжные субкультуры в современном социокультурном пространстве 15
1.2. Типологизации субкультурных объединений молодежи: подходы и проблемы систематизации 43
1.3. Тенденции развития молодёжных субкультурных течений на современном этапе развития общества 75
2. Социологический анализ молодёжных субкультур в условиях трансформации современного российского общества 98
2.1. Современные субкультурные образования молодёжи как трансляторы ценностей постиндустриального общества (по результатам социологического анализа) 98
2.2. Разработка модели влияния молодежных субкультур на современное социокультурное пространство 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
147
152
166
ВВЕДЕНИЕ
Конец XX -начало XXI века привнесли много нового в общественную жизнь развитых стран, завершив процесс индустриализации и начав переход к обществу постиндустриального типа, характеризующегося нарастающими процессами глобализации, связанными с технологическим прогрессом, меняющим социально-бытовые условия жизни, формирующим более открытую систему политического управления, признания знаний, навыков, профессионализма в качестве основных социально-стратификационных факторов.
Особую противоречивость и сложность политические, экономические, социальные и культурные преобразования обретают в постсоветской России. Результатом преобразований в рамках перехода к рыночной экономике стало столкновение устоявшихся норм и ценностей, регулирующих поведение людей, с новыми, противоречивыми стандартами, внедряемыми в общество средствами массовой информации. Реформы, затронувшие основные сферы жизни общества, внесли существенные коррективы в общественное сознание, отразились на положении всех социальных групп. При этом важным специфическим объектом указанных изменений стало молодое поколение. Тотальное разрушение традиционных норм и ценностей, отсутствие интеграции большого числа молодых людей с социальными институтами, привело к неопределенности в выборе оснований их идентификации.
В данных условиях в молодёжной среде интенсивно формируются субкультурные образования, противопоставляющие свои нормы, ценности, модели поведения миру взрослых. Молодёжь во все времена представляла собой неоднородную социальную прослойку, а период перехода к постиндустриальному обществу разделил молодёжь на майнстримную (отражающую ценности доминирующей культуры) и субкультурную (последователей различных субкультурных объединений), чаще всего отличающуюся своеобразными идеологическими постулатами, манерами поведения, формами проведения досуга, стилевыми решениями в одежде и прическе. Выражая таким
15
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Молодёжные субкультуры в современном социокультурном
пространстве
Индустриальные/постиндустриальные общества формируют собственную культурную реальность, отличающуюся от культурного пространства, присущего традиционным обществам, разнообразием норм, моделей поведения, ценностных ориентиров. Помимо этого, культура как социальное явление проходит определённые стадии своего развития и формирования, находится в динамике, выработке различных форм, культурных образцов, ценностей, мировоззренческих постулатов. Однако, развёртываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя через определённые социальные институты, которые транслируют каждому новому поколению культурное наследие предшествующих эпох. В процессе трансляции какая-то часть оказывается утерянной, какая-то отвергнутой, в то же время появляются некие культурные образцы, ценностные постулаты, которые можно отнести к инновационным механизмам адаптации к меняющимся социальным условиям. Облачаясь в форму ценностей, норм, моделей поведения, данные культурные образцы начинают интенсивно использоваться, и, прежде всего, молодёжью, являющейся носителем более прогрессивных взглядов и идей, а впоследствии и представителями других социально-демографических прослоек.
Таким образом, осуществляется социокультурная динамика, то есть обновление культурных норм, ценностей, являющихся реакцией на явления и процессы, происходящие в обществе, формирование новых культурных парадигм. Современная социокультурная система характеризуется множеством подсистем, носящих название субкультур, каждая из которых через наличие
16
собственных стилевых и ценностных решений вносит разнообразие в общую социокультурную мозаику.
Прежде чем говорить о субкультурах как о социокультурном феномене индустриальных/постиндустриальных обществ и выявлять их характерные черты, необходимо определить сущность и содержание дефиниции «культура», что позволит определить взаимодействие, взаимодополняемость данных явлений, а также выявить роль субкультур, как в развитии самой культуры, гак и в сохранении определённых культурных традиций и стереотипов.
Первоначально слово «культура» восходит к латинскому «culture», что означает возделывание, обработку почвы. Впервые этот термин в ином смысле применил Цицерон, по которому «culture» стала означать воспитание и образование человека в определённых социальных условиях. Данный подход сделал возможным противопоставление понятия «culture» другому латинскому понятию - «natura», то есть природе [19, с.51]. Это дало основание немецкому философу Гегелю дать следующее определение: «Культура - это созданная человеком вторая природа» [25,с.14]. Его дополнили известные российские учёные Питирим Сорокин, который отметил, что «культура не существует вне человека» [141,с.78] и Бердяев H.A., который выявил, что «она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет» [13,с.160].
На протяжении многих лег в различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытались охватить всю область действия этого социального феномена. Все эти определения в современной западной и отечественной науке так или иначе ложатся в ряд достаточно разработанных подходов трактовки понятия «культура».
Первым подходом является аксиологический (ценностный), который заключается в понимании культуры как ценности и сводит ее основное содержание к системе ценностей. Под ценностью в самом широком смысле
- Київ+380960830922