Ви є тут

Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях: социологический анализ

Автор: 
Чеботарева Ирина Игоревна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2004
Артикул:
193561
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Содержание
стр. 3
Глава 1. Методологические подходы к изучению сексуального воспитания личности
1.1. Сущность и содержание сексуального воспитания стр. 13
1.2. Особенности сексуального воспитания детей
разного возраста в прошлом и в настоящее время стр. 47
Глава 2. Состояние и противоречия сексуального воспитания нового поколения в России в современный период
2.1. Специфика сексуального воспитания детей и подростков стр. 76
2.2. Сексуальное воспитание и самовоспитание
студенческой молодежи стр. 105
Заключение стр. 129
Библиоірафический список использованной литературы стр. 137

Введение
Динамичный, противоречивый по своим духовным исканиям двадцатый век поставил перед человечеством много сложных нравственно-этических проблем, от плодотворности решения которых во многом будет зависеть
N • .
существование земной цивилизации. Одной из таких проблем стал поиск путей для повышения эффективности сексуального во.; литания детей и молодежи. В условиях глобализации образовательного пространства, интефации знаний исследовательскую деятельность в данном направлении осуществляют различные социальные институты и науки: философия, социология, сексология, педагогика, медицина, правоведение.
Особую актуальность исследование этой проблемы приобретает в условиях современного российского обществе в связи с изменениями идеологических позиций, сменой социальных ориентиров, происходящими в настоящее время миграционными процессами, когда ощутимее, чем когда-либо, в России стала противоречивость национальных ку.:лтур, ценностных ориентаций.
Долгое время сексуальное воспитание в нашей стране не определялось как специальная научная задача. В семье и школьной системе образование обращение к вопросам, связанным с данной проблемой, носило спонтанный, эпизодический характер, часто осуществлялось людьми без необходимой профессиональной фамотности.
В то же время начиная с середины XX века в мире стала складываться принципиально Новая ситуация в сексуальном воспитании, связанная с активным включением женщин в трудовую деятельность и возникшей обоснованной потребностью регулирования беременности. Однако сохранение прежнего воспитания, не обеспечивающего решения этой новой проблемы, неизбежно вело к увеличению абортов. Потребовалась
Глава 1 Методологические подходы к изучению сексуального
воспитания личности
1.1. Сущность и содержание сексуального воспитания
Воспитание как социальный процесс характеризует . л, прежде всего, тем, что оно являемся неотъемлемой частью общественной жизни. С начала возникновения человеческой цивилизации, способствуя социализации подрастающего поколения, воспитание обеспечивает преемственность в жизнедеятельности сменяющих друг друга поколений, а также успешную адаптацию личности к тем нормам и правилам, которые господствуют в социуме.
Воспитание является неотъемлемой частью культуры, так как оно порождено ею и призвано сохранить все те ценности, знания, навыки, которые составляют ее содержание и формы проявления. Само многообразие культуры задает разнообразие воспитательного процесса. Он может различаться по целям, задачам, содержанию, методам осуществления, специфике участвующих в нем субъектов и т.д. Поэтому анализ этого социального явления требует выяснения общих характеристик воспитания, а затем тех конкретных, которые определяют специфику его отдельного вида. Следуя этой логике, в настоящей диссертационной работе первоначально определяется сущностная характеристика воспитания, в том числе современного, а потом осуществляется переход к анализу особенностей сексуального воспитания
•Воспитание традиционно изучается педагогикой. Данная отрасль знания призвана выяснить пути успешного приобщения появившегося на свет человека к требованиям господствующей в социуме культуре. Педагогика, как и другие науки о человеке, исходит из того, что ребенок не несет в своей генетической программе схем социального по содержанию поведения. У него
от рождения даны только природные формы приспособления к внешним условиям существования. В этом смысле изначально заложен конфликт между естественными побуждениями организма и общественно выработанными способами его бытия к малой и большой общности.
• Воспитание призвано обеспечить успешное овладение индивидом в
; . 1 процессе 'взросления теми культурными предписаниями, которые позволяют
сохранить общественную жизнь как таковую, а также способствовать ее
улучшению. Воспитание, как отмечает А.М. Лушников, сначала
• существовало «как инстинктивное и стихийное явление.... а в последующем - в виде осознанной и специфической деятельности»1.
Мы специально указываем на эту особенность исторического становления воспитания, так как она нередко проявляется в деятельности современных родителей, при влиянии СМИ и референтной группы на ребенка. Взрослые не всегда отдают себе отчет в том, как и каким образом скажется пример их поведения на сознании растущего человека. В итоге противоречиво пересекается стихийное и целенаправленное воздействие на
* личность в процессе ее социализации.
К настоящему времени в науке всё более укрепляется позиция осмысления воспитания как в рамках педагогического, так и иных подходов, в неразрывной связи с культурой. Она порождает воспитание, задает конечную цель этой деятельности и определяет достигаемый результат. Однако изучение существующих в разных науках подходов к пониманию сущности воспитания указывает на то, что не всегда исследователи четко
• проводят связь этого явления с прошлой и действующей в настоящее время
культурой.
Одной из трудностей научного исследования проблем воспитания является тот факт, что до сих пор нет общепринятого определения воспитания2. Если обратиться к пониманию воспитания в советское время, то
1 Лушников Л.М. История педагогики. Екатеринбург, 1994. С. 30.
: См.: Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! М., 1996.
* С.12.
14