Оглавление
Стр.
Введение.............................................................3
Глава ГТеоретико- методологические основания изучения девиантного поведения учащихся учреждений начального профессионального образования............................15
1.1 Девиантное деструктивное поведение как
социальный феномен...........................................15
1.2 Подростки учреждений начального профессионального образования как социально-демографическая
и образовательная группа.. ‘.................................50
Глава 2.Современное состояние деструктивных девиаций подростков, обучающихся в учреждениях
начального профессионального образования.....................74
2.1 Особенности и виды деструктивных девиаций учащихся учреждений начального
профессионального образования................................74
2.2 Факторы, влияющие на деструктивное девиантное поведение учащихся учреждений начального профессионального образования.....................................112
Заключение.........................................................141
Литература.........................................................155
2
Введение.
Актуальность темы исследования. Сложные социальные процессы, происходящие в современной России, нуждаются в социологическом осмыслении. Необходимость исследования проблем социализации подрастающего поколения приводит к разработке в отечественной социологии проблем отклонений в поведении подростков. Особый интерес вызывает теоретическое и практическое осмысление девиантного поведения деструктивной направленности учащихся учреждений начального профессионального образования.
Хотя изучение девиантного поведения имеет длительную историю, анализ его проявлений в условиях современного российского общества представляет теоретический и практический интерес. Социальная и экономическая неустроенность, обнищание существенной части населения, утеря нормативных ценностей оказали негативное влияние на мироощущение и поведенческие реакции различных групп российского общества. Политическая нестабильность, массовая безработица, резкая поляризация доходов и уровня жизни, неуверенность в завтрашнем дне, кризис современной семьи, падение нравственности - реалии сегодняшнего дня. Противоречивые процессы трансформации социальной структуры в нашей стране привели не только к смене социальных ориентиров и переоценке ценностей, но и повлекли ‘ разнонаправленные социализационныс изменения, рост девиаций во всех слоях общества. На фоне аномии широкое распространение получили такие негативные социальные явления как преступность, агрессивные проявления, алкоголизм, наркотизм и т.п. Резкий рост правонарушений среди подрастающего поколения позволяет говорить о взрыве подростковой и молодежной деструктивности. По данным статистики в 2002 году совершили
3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения
девиантного поведения учащихся учреждений начального
профессионального образования.
1.1. Девиантное деструктивное поведение как социальный феномен.
В современной науке накоплен определенный теоретический и эмпирический материал. В нашей работе мы рассмотрим ряд подходов к обозначенной проблеме: биологический, психологический, социологический.
Проанализируем биологические теории девиантного поведения. В рамках социал-дарвинизма сформировалось уголовно-антропологическое направление.
Э.Фсрри1 считал, что преступление, как и всякое человеческое действие, определяется многими факторами, которые подразделяются на 3 группы:
1 группа - антропологические факторы (индивидуальные, органические, психологические и общественные показатели): пол, возраст, гражданское
состояние, профессия, жилище, общественные классы, степень образования и воспитания, аномалии эмоционально - чувственной сферы и др.;
2 группа - физические факторы: раса, климат, строение почвы и степень её плодородия, время суток и годовая температура;
3 группа - социальные факторы: уменьшение или увеличение народонаселения, миграции, общественное мнение, обычаи и религия, семейный строй, политика, финансовое и коммерческое положение, промышленное и земледельческое производство, административное устройство, общественная безопасность, общественное воспитание и образование, благотворительность, законы.
Э. Ферри полагал, что преступники воспринимают привычки, наклонности и демонстрируют естественную жизнь природы, в которой повсюду можно наблюдать убийства и грабежи. Значит, поведение преступника закономерно биологически, а поведение честного человека является исключением и,
1 Фэрри Э. Преступление как социальное явление. /Проблема преступности. - М., 1924.
следовательно, биологически не закономерно. Мы полагаем, что поведение человека определяется в первую очередь не биологической, а социальной детерминантой. Исходя из этого, криминальное поведение является отклоняющимся, т.к. нарушает законы социума.
В 19 веке возникшая криминология стремилась вскрыть причины преступности. Сразу же определились 2 подхода: первый искал причину в социальных условиях, второй - в человеке.
Врач Ч. Ломброзо исследовал зависимость физических черт и криминального поведения человека и пришел к выводу о существовании врожденного преступника.1 Люди с определенными физическими характеристиками склонны к совершению осуждаемых обществом действий. Выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли характеризуют врождённый криминальный тип личности.
Важность значения строения тела человека для девиантности отмечал представитель натуралистической концепции в социологии У.Х. Шелдон.2 Он разработал классификацию людей с точки зрения строения тела: эндоморф -умеренно полный с округлыми чертами тела; мезоморф - сильный и стройный; эктоморф - имеет хрупкое тело.
По мнению У. X. Шелдона, люди, обладающие разным строением тела, характеризуются разным поведением. Если эндоморф общителен и умеет ладить с людьми, то мезоморф активен, беспокоен и мало чувствителен. Эктоморф способен к самоанализу, легко раним и чувствителен. Опытным путём У.Х. Шелдон пришёл к заключению о большей склонности к девиации мезоморфов. Немецкий психиатр Э. Кречмер утверждал о существовании связи между физической конституцией человека, его психическим складом и типом поведения.
1 Ломброзо Ч. Гениальность и политиканство. - М.1995.
2 См., Н.Дж.Смслзср. Социология. //Соиис. -1992. - *61.- С. 134.
16
- Київ+380960830922