2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕМИНИЗМА КАК КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ.................................. 21
1.1. Теоретико-методологическая основа исследования концепций социокультурного развития..................................21
1.2. Специфика феминистского и гендерного анализа социокультурного развития...................................................36
ГЛАВА 2. ФЕМИНИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ....................................64
2.1. Эвристичность гендерного дискурса традиционной социальной науки для феминистской теории..............................64
2.2. Становление и развитие западного феминизма........90
2.3. Формирование феминистской альтернативной социокультурной парадигмы.................................................112
ГЛАВА 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФЕМИНИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ....................................... 146
3.1. Гендерная асимметрия и гендерная иерархия российского общества как традиция..............................................146
3.2. Опыт равноправия женщин в советском обществе.....173
33. Гендерная напряженность современного российского общества ..196
ГЛАВА 4. ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФЕМИНИЗМА И ЕГО ВКЛЮЧЕННОСТЬ В РОССИЙСКУЮ СОЦИЕТАЛЬНОСТЬ....................227
4.1. Духовные корни российского феминизма.............227
4.2. Феминизм как социокультурная практика в дореволюционной и советской России..........................................252
4.3. Освоение феминистской концепции социокультурного развития в современной России......................................279
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................302
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................311
ПРИЛОЖЕНИЕ........................................... 341
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования Вступив в третье тысячелетие, человечество осознало невозможность решения глобальных, региональных и локальных проблем только в рамках традиционных парадигм социокультурного развития. В связи с этим разработка альтернативных концепций последнего стала актуальнейшей задачей сегодняшнего времени, над которой работают представители всех гуманитарных и социальных наук.
Наиболее активно поиски в данном направлении ведутся в рамках феминистских исследований, что связано, во-первых, с, так называемыми, <окенской революцией» и <окенским фактором», которые «настойчиво врываются в современную картину' мира, требуя переосмысления предельных оснований современной цивилизации»1; во-вторых, с междисциплинарным характером самих исследований.
Современная феминистская мысль основывается на сильнейшей мировоззренческой трансформации, радикальным образом изменившей экзистенциальный статус женщины. Ранее действовавшая абстракция, в рамках которой под «человеком вообще» понимался, в сущности, только мужчина, на сегодняшний день перестает работать.
Различия мужского и женского начала видны на всех уровнях: от теоретического мышления до обыденного существования. Сами мужское и женское мироощущения, детерминированные социально сконструированными ролями, кардинальным образом отличны друг от друга.
Очевидность различия мужского и женского начал требует равной их репрезентации в реальных картинах мира (как в прошлом, так и в настоящем, и будущем). Между тем социокультурная реальность и парадигмы ее дальнейшего развития представлены лишь с мужских позиций, выдаваемых за общечеловеческие. Иными словами, традиционная концепция социокультурного развития по своей сути является патриархат!юй. Именно с этих позиций она подвергается критике
' Яновский Р.Г. Женшнна и общество: социалию-полнтичсскнй аспект// Соиис. -I992.-X? 5 - С. 33.
42
ются в центре переплетения действий других людей и выполняют «ответные» функции53.
Феминистской критике подвергается и положение традиционной социологии о взаимодействии субъектов друг с другом на основе равенства. Взаимоотношения мужчин и женщин, с точки зрения феминисток, строятся на основании сложившихся ранее практик, которые моделируют отношения господства и подчинения, то есть властные различения.
В феминистской литературе акцентируется также внимание на неявном, скрытом характере действий подчиненного субъекта и на неравных возможностях в создании коллективных смыслов, отражающих житейский опыт мужчин и женщин.
В феминистской социологии большое внимание уделяется исследованию субъектавации опыта женщин на социальном уровне. Будучи подчиненными, женщины особенно осознают субъективность своего опыта, который противоречит закрепленному в культуре опыту нормативных действий. Традиционная социология говорит о процессе социализации как процессе принятия субъектом роли и научения видеть себя глазами других людей, более или менее на него похожими. Феминистская теория раскрывает различие в принятии ролей мужчинами и женщинами. Мужчины, принимая роль, учатся видеть себя глазами других мужчин, женщины - всегда глазами мужчин, им приходится усваивать роль «настоящего другого».
Феминистские исследования опровергают тезис традиционной социологии о едином образе обобщенного другого, так как для женщины «обобщенный другой» -это набор норм, принятых в сообществе, где господствуют мужчины. Они заставляют женщину считать себя неполноценным человеком, стоящим ниже мужчины.
Феминистские социологи обратили внимание на то, что женщинам свойственно «раздвоенное сознание», сформированное их личным, пережитым и обдуманным опытом и общепринятыми описаниями этого опыта54. Феминистская социология
51 См.: Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002.-С. 406.
54 Smith D. The Everyday World as Problematic: A Feminist Sociology. - Boston: Northeastern University Press, 1987. - P. 67.
43
личности демонстрирует сложность для женщины в патриархатной культуре быть личностью и самореализоваться.
Феминистская теория сегодня, по признанию большинства западных социологов, все больше проникает в социологическую науку, «занимая все ее подразделения, влияя на многие из ее давно упрочившихся теорий»55, коренным образом меняя понимание социальной жизни. Ей присуща своя специфическая методология, которая позволяет не только анализировать социальные процессы, но и позволяет создавать альтернативные концепции социокультурного развития.
Господствующей тенденцией теории феминизма, как и всей социологической теории в целом, в наше время является тенденция синтеза Однако на сегодняшний день еще не существует какой-либо обобщающей теории и множество феминистских социологических парадигм можно классифицировать, исходя из их ответа на причины подчиненного положения женщин (см. таблица 1).
Высшим достижением и стержнем, объединяющим различные течения современной феминистской теории, является создание социологических концепции гендера, которые возникли, во многом, благодаря творческому освоению феминистской мыслью ведущих концепций традиционной социологии.
На феминистскую социологию, в свое время, огромное влияние оказал теоретический подход к осмыслению отношений между полами Т. Парсонса, развиваемый им в рамках структурного функционализма и получившего название поло-ролевого. Т. Парсонс ввел понятия мужской и женской ролей в социальной системе, обозначив первую как инструментальную, вторую - как экспрессивную. Среди наиболее последовательных сторонников функционализма в феминистской социологии является Мириам Джонсон (Miriam Johnson), которая в своих трудах исследует соотношение ключевых типологий Т. Парсонса с вопросами гендера. Используя многогранность и сложность парсонского функционализма, она убедительно показывает, что истоки гендерного неравенства лежат в структуре патриархальной семьи. Однако в основе теории ролей лежит
55 Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002.- С. 98.
- Київ+380960830922