Ви є тут

Маргинализация пожилых людей в условиях социокультурной трансформации России

Автор: 
Забелина Наталия Васильевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193742
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАРГИНАЛИЗАЦИЯ В СТРУКТУРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВ 12
1.1. Генезис понятия маргинальность и маргинализация в основных
КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ 12
1.2. Маргинальность в трансформирующемся социокультурном пространстве 40
2. ТЕНДЕНЦИИ МАРГИНАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 67
2.1.Социально-статусные изменения положения пожилых людей как детерминанты их маргинализации 67
2.2. Особенности проявления черт маргинальной личности у пожилых людей в российских социокультурных условиях 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 124
Введение
ё Актуальность исследования. В современном мире процесс старения,
понимаемый как увеличение доли людей старшего возраста в демографической структуре общества, не имеет аналогов в истории человечества. В мировом масштабе он развивается с такой стремительностью, что всякое игнорирование его значения связано с отрицательными последствиями для социальной политики любого ' государства.
9
В России процесс демографического старения общества начался намного позже, чем в большинстве западноевропейских стран. Но с середины 60-х годов XX века данный процесс протекал интенсивнее, чем на Западе. И хотя в нашей стране старение населения выражено не столь явно, как в других индустриально развитых странах, однако имеет тенденции к опережающему росту: на границе тысячелетий 30 миллионов россиян уже принадлежат к старшему поколению.
»
Смена социально-экономического строя, которую Россия пережила на исходе последнего века второго тысячелетия, привела к разрушению существовавшей социальной структуры общества, способствовала увеличению доли индивидуумов, попадающих в маргинальную ситуацию. Особенно это наблюдается в среде социально незащищенной категории пожилых людей в момент выхода на пенсию. Потеря или неопределенность социального статуса, безусловно, способствует утрате социокультурной идентичности человека. Ограничения, обусловленные как социальнопсихологическими особенностями возраста, так и их депривированным социальным статусом, не позволяют пожилым оставаться полноправными участниками преобразований. Кроме того, происходящие трансформационные процессы не всегда понятны пожилым людям. Изменение социального статуса сказывается не только на материальном положении этих людей, но и на моральном состоянии, а как следствие -
3
Э. Дюркгейм характеризовал аномию как: «состояние общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей выпадают из сферы нормативного регулирования со стороны общества, когда отсутствуют необходимые для этого нормы или когда значительная часть граждан не считает обязательным для себя следовать существующим нормам» [45, с. 12].
Американский социолог Р.Мсртон рассматривал аномию как результат конфликта и рассогласования между культурно предписанными всеобщими целями, интересами людей и законными средствами их достижения [см.: 106, с. 104-111].
Р. Макайвер и Д. Рисмен определяли аномию как «состояние сознания, в котором чувство социальной сплоченности разрушается или совершенно ослабевает» [102, с. 23]. Индивид как бы утрачивает ощущение глубинной связи с обществом и принадлежность к социальной группе. Основанием для этого служат стремительные социальные изменения, капиталистическая конкуренция, конфликт культур. Аномия общества способствует появлению индивидов, подверженных процессу маргинализации.
Предложенная Л. Сроулом шкала оценки объективности индивидуального переживания аномии, включавшая пять параметров; затрагивающих политику, экономику, культуру, социальные нормы и ценности, отношения с окружающими. В результате обработки опросов с помощью этой шкалы удалось описать мировосприятие человека в состоянии аномии. Мировосприятие аномичной личности выглядит следующим образом:
- отдаленность общественных лидеров от индивида и безразличие к его нуждам.
- социальный порядок непостоянен, неопределен и неустойчив.
- возникновение ощущение отката назад от уже достигнутых целей.
- чувство бессмысленности самой жизни.
- утрата веры в поддерживающий и предсказуемый характер непосредственных межличностных отношений индивида [102, с. 114].
Таким образом, теория аномии позволила показать состояние неустойчивости, неопределенности, рассогласования личности и общества. В то же время потребовались иные концепции, позволяющие зафиксировать ситуацию в которой оказывается индивид или целые социальные группы в результате наступления аномии. Такой концепцией стала концепция маргинальности.
Следует отметить, что понятия «маргинал ьность» и «маргинализация» часто тождественны по значению в определении множества авторов.
Понятие «маргинальность» вводит Р.Э.Парк в 1928 году. Р.Э.Парк понятию маргинальности придает культурный акцент, изучая последствия неадаптированности мигрантов, особенность их положения в другой стране. Знакомясь с жизнью мигрантов в США, он приходит к выводу о неспособности их принять другую, чуждую им культуру. При этом в ходе наблюдения отмечает невостребованность их культурных навыков. Р.Э.Парком впервые были употреблены такие термины как «промежуточный человек», «маргинальная личность», впоследствии столь широко распространенные как социологические категории. Наблюдения за средой мигрантов дают исследователю возможность описания психологических черт маргинальной личности [см.: 11, с. 11]. Ключевыми психологическими особенностями «маргинальной личности», по мнению Р.Э.Парка, являются серьезные сомнения в своей личной ценности, неопределенность, разорванность социальных связей, боязнь быть отвергнутым обществом, одиночество и чрезмерная мечтательность, чувство несправедливого отношения к нему окружающих. «Маргинальный человек - это тип личности, который появляется в то время и в том месте, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы, культуры. Судьба обрекает таких людей на существование в двух мирах одновременно... ». [11, с. 11].