Ви є тут

Декодирование культурных смыслов самопрезентации органов правопорядка

Автор: 
Колюшкина Лариса Юрьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193456
179 грн
Додати в кошик

Вміст

I
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................
Глава 1. Коммуникационный аспект функционировании органов защиты правопорядка: идеальные типы и способ их презентации
1.1. Модели правоохранительной деятельности в разных культурных мирах: рождение идеальных типов.
1.2.. Особенности духовных ко негру кто в образа
правоохранительных органов: сравнительный анализ
2.1. Литературный мимесис как инструмент самопрезентации
Глава 2. Правоохранительная деятельность в условиях модернизирующегося социума: самопрезентации в
коммуникативном пространстве
2.1. Сравнительный анализ структур восприятия организация правопорядка в России по европейскому обращу
2.2. Переопределение смысла профессиональной деятельности полиции в условиях модернизации основ российского традиционного общества: первый опыт самопрезентации
Глава 3. Российские правоохранительные органы в условиях социеталмюн трансформации: оценка ситуации и
самопрезентации
3.1. Восприятие субъектом правоохранительной деятельности трансформации социетальной системы
3.2. Самоирезентация позитивной стратегии адаптации к рыночных условиях
Заключение...........................................
Список используемой литературы.....................
Ир нложеипи
I
]
3
17
19
46
71
<39
91
105
126
128
143
158
162
171
о
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. В результате российских институциональных реформ 90-х гг. возникла новая ценностно-нормативная основа общества, что сопровождалось социальной напряженностью, конфликтами разного уровня по линии взаимодействия власти, инициирующей реформы, и населения. В обществе произошли социокультурные изменения, повлиявшие на условия поддержания правового порядка, и следовательно, на статус работников правоохранительных органов и модели профессионального поведения сотрудников МВД.
Недостаточный уровень заработной платы милиционеров и материальноресурсного обеспечения их профессиональной деятельности спровоцировал определенную часть сотрудников МВД на использование своего должностного положения в личных интересах, о чем свидетельствуют периодические публикации в СМИ, данные служебной статистики и статьи аналитических отделов МВД. Наряду с этим были выявлены таюке разные способы адаптации работников ОВД к рыночным принципам функционирования социума. Проведенный Академией МВД еще в 1992 г. опрос показал, что в ряде регионов до 80% сотрудников имели «дополнительные доходы, в основном скрытого характера», от участия в той или иной форме предпринимательской деятельности'. Попытки противодействовать теневым экономическим практикам работников милиции значительного положительного результата не дали2. Такие: изменения в
I
профессиональной деятельности милиции не остались незамеченными населением.
Изучение аналитическими отделами различных структур МВД общественного мнения относительно степени доверия населения к милиции показало, что в разных регионах страны около половины опрошенных устойчиво выра-
1 Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. М., 2003. С. 141.
2 Там же. С. 142.
ГЛАВА 1.
Коммуникационный аспект функционирования органов защиты правопорядка: проблемы методологии
Состояние правоохранительной подсистемы общества играет важнейшую роль в обеспечении безопасности граждан, борьбе с преступностью и достижении устойчивого правопорядка. Во многом решение этих задач связано с содержанием профессиональной самоидентификации сотрудников МВД. Ее формирование как освоение норм, ценностей, моральных качеств представителей профессиональной группы,50 определяет субъективный компонент, от которого зависит эффективность деятельности работников правоохранительных органов.
В обществе произошли социокультурные изменения, повлиявшие на статус работников правоохранительных органов, социальные ценности, нормативную систему, модели профессионального поведения, правовую культуру всего населения и сотрудников МВД. Комплекс этих изменений исследован односторонне и частично. В частности, отсутствует социологический анализ того, как общий‘культурный кризис российского социума отразился на изменении нормативно-ценностной системы сотрудников МВД и изменении форм взаимодействий правоохранительных органов с населением. При сохранившихся формах организации сами органы правопорядка стали наделяться иными смыслам как со стороны их представителей, так и со стороны участников повседневных социальных практик, «повседневного жизненного мира».51
Современный американский социолог, А.Щюц, в своих исследованиях показал, что индивид в своей повседневной жизни действует в мире вещей, которые он воспринимает как несомненно существующими вне всяких научных истолкований. Проблема состоит в том, как выявить этот жизненный мир. Согласно Щюцу, он переживается индивидом как непроблематичный и несомненный, в котором люди воспринимают друг друга и имеют значение
50 Идентификация // Российская социологическая энциклопедия. М., 1999. С. 142.
51 Термин, который ввел в социологию А.Щюи.
17
друг для друга. Эта действительность, которую люди изменяют и которая изменяет их. Изменения реальности происходит под влиянием изменения се интерпретации участниками повседневных практик.
Сами интерпретации формируются в знание, которое является общим и разделяется всеми людьми в конкретном обществе. Оно выступает основой для определения и переопределения каждой новой ситуации, и, тем самым, расширения или переориентации знания. Накопленный опыт выступает типичным знанием.
Встав на эту позицию, можно определить узловые точки исследования проблемы переопределения смысла функционирования органов правопорядка в условиях изменяющегося повседневного мира российского общества. Исходной позицией выступает выявление первоначального образа (архетипа) правоохранительной деятельности, который сложился в культуре российского общества. Его можно вычленить из историко-культурных текстов, в которых зафиксированы несомненные социальные представления. Специфические отличия данного архетипа выявляются при его сравнении с архетипами правоохранительной деятельности, созданными в аналогичных текстах в культурах других народов.
Описанный историко-культурный архетип выступает тем типичным знанием, с которым сравнивается всякая новая ситуация, возникающая в обществе. При этом, попадая в новую ситуацию (например, реформ или революций) представители правоохранной деятельности вынуждены переопределять се смыслы и делать это публично, поскольку утверждение нового способа функционирования происходит в повседневной коммуникации со всеми членами общества.
Итак, первый параграф данной главы будет посвящен выявлению отличительных особенностей организации правоохранительной деятельности в европейских странах и в России. Во втором параграфе будет показаны различия в духовном конструировании образов правоохранительной деятельности в сравниваемых регионах и выделены базовые элементы культурного архе-
18