Ви є тут

Социокультурные аспекты формирования музыкальных предпочтений современной российской молодежи

Автор: 
Горюнова Людмила Олеговна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193484
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУЗЫКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 14
§ 1. Становление социологии музыки 14
§2. Метод структурного анализа в социологии музыки 53
РАЗДЕЛ 2. МУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ 80
§3. Музыкальные предпочтения как отражение социальной идентификации 80
§4. Музыкальные вкусы современной российской молодежи и механизмы их формирования. 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146
ЛИТЕРАТУРА 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТЕКСТ АНКЕТЫ 160
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СТРУКТУРА ВЫБОРКИ 164
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТАБЛИЦЫ ЛИНЕЙНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ 165
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 172
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ГАЙД ФОКУСИРОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ 177
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. СПИСОК УЧАСТНИКОВ ФОКУСИРОВАННЫХ ИНТЕРВЬЮ 180
3
Введение
Актуальность проблемы. Противоречивые процессы, происходящие в развитии художественной культуры общества, привлекают внимание общественности, представителей различных политических течений, государ-
V
ственных структур. Проблемы художественной культуры широко обсуждаются, принимаются различные заявления, декларации, программы, постановления. Однако уровень информации, на которой базируются принимаемые решения, не всегда соответствует сложности и глубине реальных процессов, происходящих в художественной жизни общества. Источником получения недостающей информации может стать система хорошо организованных и базирующихся на научной методологии конкретных социологических исследований этих процессов.
На первый взгляд, рассмотрение музыки как социального феномена в начале XXI столетия не кажется столь необычным и революционным. Связь развития музыкальной культуры с изменениями, происходящими в обществе, сегодня неоспоримо доказана многочисленными исследователями. Еще древние философы отмечали влияние музыки на государственную жизнь. Дискуссии о том, как под воздействием социальных изменений происходят трансформации музыкального искусства, изначально были предметом исследований ведущих социологов музыки. Становится очевидным, что музыка должна рассматриваться как отдельный социальный институт, влияние которого на общественную жизнь не должно оставаться вне поля зрения социологии.
Однако раньше движение искусства происходило так, что можно было наблюдать за постепенной сменой направлений, - генеральная тенденция направлялась то в ту, то в другую сторону, медленно колеблясь, так что в принципе этими колебаниями затрагивались крайности, которые приводились к синтезу совокупностью исторического процесса. Эти колебания были настолько замедленны, что вполне соизмерялись с человеческой лич-
17
произведение М. Вебера «в обостренном виде выявляет присущую большинству его работ черту - крайнюю насыщенность материалом, известную перегруженность и чрезмерную сжатость».1 Располагая свое сочинение на стыке нескольких дисциплин, автор как бы предполагает, что его читатель будет обладать определенным уровнем знания в области музыкальной акустики, теории музыки, музыкальной этнографии и инструментоведения. Возможно, именно по этой причине очень сложно найти какие-либо хотя бы относительно полные работы, посвященные анализу данного произведения (а по замечанию Д. Кеслера, к ним можно отнести лишь только эссе О. Бенеша «Мах Weber als Musikwissenschaftler», оценивающего концепцию «рационализации музыки экстенсивно и позитивно и рассмотрение ее А. Шерингом в «Handwörterbuch der Soziologie», изданном в 1931 году2). Как отмечает А. Михайлов в примечаниях к своему переводу «Рациональных и социологических оснований музыки», «задача подобного синтеза превосходит как силы отдельного ученого, так и возможности современной науки»3.
Другой причиной того, что эта работа по социологии музыки в основном не имела социологических последователей, возможно, является то, что она, прежде всего, представляет собой «коллекцию материала», состоящую из отдельных тематических фрагментов, которые иногда следуют друг за другом блоками даже без очевидной связи.4 Также это может быть следствием того, что в данном труде Вебер уделяет намного больше внимания рациональным, нежели социологическим основаниям музыки. Как считает А. Зильберманн (Silbermann), разделяя данную работу при ее изучении на 25 частей, можно отметить, что только с того момента, когда Вебер на-
' Всбср М. Рациональные и социологические основания музыки // Вебер М. Избранное. -М.: Юрист. 1994. - прим., С. 550.
2 Kasler D. (1979) Max Weber An Introduction to his Life and Work. - Polity Press, 1988. - P. 209.
3 Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки // Всбср М. Избранное. -М.: Юрист. 1994. - прим., С. 550.
4 Kasler D. (1979) Max Weber: An Introduction to his Life and Work. - Polity Press, 1988. - P. 168.
18
чинает говорить о развитии струнных музыкальных инструментов (что, по Зильберманну, соответствует 21 пункту), то только тогда он «начинает смещать направление своей мысли, скорее, к социологическим основаниям музыки, нежели к рациональным».1 Однако такое разделение не может быть допустимо, т.к. универсальный исторический процесс «рационализации» является одной из центральных понятий веберовских работ и, как следствие, обладает значительной социологической важностью.
Вебер исследовал процесс рационализации в различных сферах: экономики, науки, права, господства и религии. Однако его привлекал также вопрос о том, насколько правомерно можно говорить об этом процессе применительно к области культуры, причем его это интересовало явно из-за иррациональности данной сферы.
Данная гипотеза является основной темой его набросков по социологии музыки. Большинство утверждений, сделанных Вебером, о гармонии в древней и современной музыке, о происхождении нотного письма, о совершенствовании технологий изготовления музыкальных инструментов сводится к идее постепенного отмирания мистических и иррациональных качеств в искусстве и постепенной замены их рациональными моделями2.
Несмотря на то, что попытки рационализации тональных интервалов предпринимались и в древних культурах (для этого Вебер приводит примеры из Восточной Азии), только на Западе была выстроена шкала, способная удовлетворить как гармонические, так и мелодические потребности музыкального выражения.3 В то же время «в той музыке, которая не получила аккордовой рационализации, будут так или иначе вечно спорить между со-
1 Silbermann A. (1963) Max Webers musicalischer Excurs. Ein Kommentar zu seiner Studie «Die rationalen und soziologischen Grundlagen der Musik» // Kölner Zeitschrift Für Soziologie und Sozialpsychologie, special no. 7. -P. 458
2 Kaslcr D. (1979) Max Weber: An Introduction to his Life and Work. - Polity Press, 1988. - P. 169.
3 Albrow M. Max Weber's Construction of Social Theory. - Macmillan Education Ltd., 1990. - P. 195.