СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПОДРОСТКОВЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ......................... 16
1.1 Концептуальные основы изучения субкультуры в социологической науке.................................................... 16
1.2 Структурное содержание подростковых субкультур........ 42
1.3 Причины формирования подростковых субкультур в современной
России......:............................................ 73
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ СУБКУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ................................................... 99
2.1 Подростковые субкультуры в современной России......... 99
2.2 Негативное содержание подростковых субкультур в современном обществе................................................ 126
2.3 Позитивный потенциал подростковых субкультур....... 156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................... 183
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.............................................. 187
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................... 203
1
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Подростковые субкультуры не являются уникальным и новым феноменом, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, когда в условиях системного кризиса трансформируется система ценностей, изменяется роль и иерархия традиционных и альтернативных институтов социализации. Подросткам предлагается усвоение тех ценностей, которые в современных условиях оказываются устаревшими и* несут в себе опыт прошлых поколений. Современные условия жизни,, в которой уже оформляются иные социальные регуляторы, требуют от подростков конструирования и усвоения новых ценностей, которые позволят эффективнее адаптироваться к изменившейся социокультурной среде. В этих условиях закономерно снижается роль семьи как фактора и среды социализации, изменяются функции образования, возрастает значимость средств массовой информации, сверстников и друзей в данном процессе.
Видимая сегодня мозаичность подростковых субкультур является социально обусловленной. Подростковые субкультуры, с одной стороны, являются-отражением сложной ситуации в современной России, с другой стороны, тех изменении, которые происходят в среде ближайшего окружения. Активное и значимое включение государства в процесс воспитания нового поколения не принесло сегодня ожидаемого результата. Большинство подростков попросту не имеют доступа к тем общероссийским молодежным объединениям, которые могли бы отвлечь внимание подростков от участия в субкультурах. Все это требует самостоятельного детального изучения.
Актуальность социологического анализа подростковых субкультур обусловлена возникшими противоречиями в представлениях об их оценке в современной России. В большинстве случаев подростковые субкультуры рассматривается как явление, оказывающее разрушительное воздействие на личность и влекущее за собой множество негативных последствий. Не учи-тывается момент, что когда подростки взрослеют, субкультурные нормы и
3
состоит в рассмотрении сообщества субкультур как цельного образования в
обширной социокультурной среде. Испытывая воздействие этой среды, со-
%
общество субкультур оказывает обратное воздействие на среду (экологический принцип)1. В>то же время каждая из субкультур, сообщества (как элемент системы) взаимодействует со своим ближним окружением. - другими субкультурами сообщества. Сплочение субкультур в единую социокультурную общность и распад ее - процессы, описываемые в рамках клеточных автоматов.2
К. Соколов субкультуру понимает как один из возможных культурных выборов: «каждая субкультура включает набор правил, позволяющих индивиду принимать решение по поводу всего, что может быть выбрано - подходит это.для них или нет, и изобретать что-то свое. Система принципов, по которым осуществляется отбор, - самая важная характеристика субкультуры»3.
Развитие субкультуры, определяется программой, регулирующей отношения с нормами культуры, часть которых интериоризуется, а часть отвергается, при этом культура понимается как совокупность ментальных структур, присущих большинству общества. И приобщение к ней начинается-без согласия индивида. К. Соколов представляет субкультуру как систему познавательных теоретических конструктов, сквозь призму которых воспринимается окружающая действительность.4 По мнению ученого, размежевание культуры и субкультуры заключается в степени произвольности выбора таких программ. Но приобщение к одной из субкультур во всех случаях подразумевает
1 Колесин И.Д. Феномен субкультуры: моделирование, возможности управления // Изв. РАИ. ТиСу, 1997.
2Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации// Вест. Российского гуманитарного научного фонда. - 1997. -№1. - С. 134 — 143.
3 Там же-с. 145-147.
4Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов// Социологические исследования. - 1999.-№1. -С.- 140- 142.
20
принятие решения (или нескольких последовательных решений), осуществляемое сознательно».1
Образовавшиеся субкультуры, в известной мере, автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить, вытеснить господствующую культуру. В большинстве определений понимание субкультуры базируется на ее отличии от доминирующей (господствующей) культуры.
Д. Хебдидж понимает субкультуру как некую силу, влияющую на изменение культурных форм, являющихся составной частью доминантной культуры, и создающую альтернативные культурные формы." Нетрадиционная интерпретация использования традиционных изделий и предметов (как способ самоидентификации) расценивается членами субкультуры как противопоставление доминантному стилю и идеологии.
о
Д. Хебдидж,'ссылаяеь на Леви-Стросса , назвал этот процесс бриколажем, а членов субкультуры - бриколерами, проще говоря, субкультурными агентами или ре-инитерпретаторами. «Субкультуры выражают запретное содержание (классовое сознание, осознание неравенства) в запретных формах (нарушение традиционных представлений о внешнем виде, поведенческих кодексов, норм, законов и т.д.)»4. Автор акцентирует внимание на социокультурном статусе, структурной позиции данного феномена.21 Отмечает, что субкультура находится но отношению к доминантной культуре в зависимом положении, которое характеризуется относительным бессилием, отсутствием власти. И. Колссин приравнивает формирование субкультуры распространению инфекционной болезни. По его мнению «возбудитель - социальный миф, формируясь в массовом сознании, передается от индивида к индивиду, охватывая
1 Там же - с. 97.
2 Западные молодежные субкультуры 80-х годов: Научно-аналитический обзор / Под ред. В.И. Оборонко. - М.: Ш-1ИОН АН СССР, 1990. - С. 10.
3 См.: Леви-Стросс К. Первобытное мышление: Пер. с фр. - М.: Республика, 1994.
4 Hebdige D. Subculture: the meaning of style. - London: Methuen, 1979. P. 91-92.
5 Там же. P. 67-69.
- Київ+380960830922