Ви є тут

Модификация ценностного содержания патриотизма в сознании российской молодежи

Автор: 
Пискунова Татьяна Викторовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
193414
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................... 3
Глава I. Социокультурные модификации патриотизма................... 16
1.1. Патриотизм как социально-значимая ценность............... 16
1.2. От патриотизма к национализму: вопрос о причинах 31
1.3. Пацифизм и патриотизм - проблема общего и различного 53
Глава II. Патриотизм в контексте молодежного сознания.............. 70
2.1. Формирование ценностей патриотизма в контексте ^
российской государственной политики.........................
2.2. Дискуссии о российском патриотизме............................ 84
2.3. Патриотизм как социализапионная ценность молодежи 107
Заключение......................................................... 138
Литература......................................................... 144
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Тема патриотизма как качества, присущего гражданам того или иного государства, является непреходяще актуальной в любом обществе и во все времена - от античности и до наших дней. Особенно значимым в общесоциальном плане является факт наличия или отсутствия патриотизма у молодежи, идеалы и ценности которой, как известно, имеют и будут иметь огромное влияние на дальнейшее развитие общества.
В динамично изменяющемся российском обществе с его успехами, трудностями и конфликтами тема патриотизма резко актуализируется на уровне государственной 'политики. Это подтверждается, например, принятием постановления Правительства № 122 от 16 февраля 2001 г. о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001-2005 годы». Затем последовало постановление Правительства РФ № 422 от 11 июля 2005 г. о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006-2010 годы». Была разработана «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», которая принята к руководству в мае 2003 г. и представляет собой официально принятые взгляды на • государственную политику в области патриотического воспитания.
О практической актуальности темы свидетельствует тот факт, что при создании Концепции учитывались предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов,
религиозных конфессий. На этой основе были обозначены следующие
3
политических ресурсов, которая определяет на мировом уровне усиление центробежных тенденций. В рамках российского социокультурного пространства эти тенденции порождают следующие модификации патриотизма в сознании молодежи:
1) традиционная форма культурно-исторического патриотизма, которая проявляется в любви к Родине, ее истории, культуре, обычаям и традициям;
2) патриотизм в контексте толерантности, который зачастую сближается с пацифизмом;
2) интериоризация духовных ценностей национализма в его различных модификациях;
3) индифферентность к политико-правовым, этническим и территориально-региональным формам патриотизма, что объясняется низким качеством жизни, социальной, межконфессиональной и межэтнической напряженностью, безработицей, ростом преступности и пр.
Практическая значимость диссертации определена общегосударственной потребностью осмысления тенденций формирования ценностей патриотизма в сознании российской молодежи. Важным аспектом практической значимости работы является возможность использования материала исследования для практических рекомендаций по проблемам патриотического воспитания.
Материалы исследования могут найти применение в преподавании социальных и гуманитарных дисциплин по проблемам духовной жизни общества.
Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность ГОУ ВПО «Южно-Российский
9
государственный университет экономики и сервиса».
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на
14
совместном заседании кафедры социальных коммуникаций и технологий и кафедры социологии и политологии Педагогического института Южного федерального университета, на теоретическом семинаре преподавателей социологического факультета Южного федерального университета, а также на конференции «Проблемы воспитания толерантности и профилактики экстремизма в молодежной среде» (Ростов-на-Дону, 30.11.2006 г.).
Результаты исследования опубликованы в научных работах, общим объемом в 6,47 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка литературы из 156 источников. Общий объем диссертации 157 страниц.
15