Ви є тут

Вторичная занятость студентов как фактор формирования жизненных стратегий

Автор: 
Константинова Елена Борисовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193768
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................3
Глава 1. Методологические основания изучения жизненных
стратегий молодежи.............................................13
1.1. Жизненные стратегии в понятийном аппарате
социологии.....................................................13
1.2. Особенности становления жизненных стратегий.....................39
Глава 2. Влияние вторичной занятости на жизненные стратегии
студенческой молодежи..........................................60
2.1. Факторы процесса формирования и реализации жизненных стратегий студенческой молодежи.....................................60
2.2. Роль вторичной занятости студентов в выборе жизненных стратегий...........................................................78
2.3. Специфика жизненных стратегий работающей студенческой молодежи...........................................................102
Заключение.............................................................126
Список литературы .....................................................131
Введение
Молодость - это особый этап в жизни каждого человека. Стартовые позиции, достигнутые в самом начале жизненного пути, являются предпосылкой для дальнейшей самореализации. Долгое время советская молодежь находилась в уникальном положении, когда общество гарантировало постоянность социальной жизни и обязательное исполнение поставленных жизненных целей в том случае, если они соответствуют заданным обществом программам. Этому способствовали: экстенсивное развитие экономики, постоянная потребность рынка труда в рабочей силе, возможность получения образования выходцами из различных социальных слоев общества, система распределения выпускников высших учебных заведениях и многое другое.
90-е гг. XX в. внесли существенные коррективы в процесс жизненного проектирования молодежи. Смена государственной идеологии привела к серьезной трансформации социальной структуры общества. Рыночная экономика, пришедшая взамен советской командно-административной системе, кардинально изменила социально-статусную иерархию, которая долгое время строилась по принципам классовой принадлежности и близости к государственно-партийной элите, повысив роль профессии и образования.
Благодаря развитию системы негосударственного и внебюджетного профессионального образования у молодых людей расширились возможности выбора вида, формы его получения. Как свидетельствует статистика, в настоящее время 80% выпускников школ получают будущую профессию в стенах высшей школы, при этом для значительной части студентов процесс обучения стоит немалых денег, что зачастую вынуждает их прибегать к поиску дополнительной работы.
Расширение свобод выбора в образовательной сфере и увеличение контингента обучающихся в вузах наталкивается на реалии свободного рынка труда, где количество свободных рабочих мест для специалистов с
Глава 1. Методологические основания изучения жизненных стратегий молодежи
1.1. Жизненные стратегии в понятийном аппарате социологии
Проблема жизненного проектирования, особенно жизненного проектирования молодежи, всегда служила предметом пристального внимания различных научных дисциплин: психологии, социологии,
философии, социальной антропологии. Каждая из наук определила для себя специфику основных понятий, очертила круг проблем, находящихся в предметной области данной науки, выработала свой специфический подход к анализу этой проблемы.
Описывая процесс проектирования жизни и процесс выбора дальнейшего жизненного пути, исследователи используют близкие по значению, но различные по широте, степени и направленности понятия. Если определять круг понятий, с помощью которых описывается процесс жизненного проектирования, то можно выделить следующие дефиниции: жизненная программа, жизненный план, жизненная перспектива, стратегия жизни, жизненные ориентации, биографическое проектирование и жизненные стратегии.
Исторически у нас в стране развитие проблематики шло от изучения жизненных планов и программ к стратегиям. Это было вызвано серьезными структурными изменениями общества. Следовательно, с нашей точки зрения, можно выделить следующие этапы в исследовании проблемы жизненного проектирования молодежи.
На первом этапе (60-е гг. - начало 70-х гг. XX в.) приоритет в описании жизненного пути отдавался понятию «жизненные планы молодежи». До сих пор в отечественной литературе оно является наиболее разработанным и изученным. Проблематика жизненных планов была чрезвычайно распространена в тот период, потому что общество давало уверенность молодежи о неизменности социальной жизни и о неизбежном
исполнении их жизненных планов. 60-е годы характеризовались уникальной демографической ситуацией, школы заканчивали те, кто был рожден во время войны, следовательно, молодежная когорта была очень малочисленной. Соотношение между количеством претендентов на определенные вакансии и числом этих вакансий было чрезвычайно благоприятно для молодежи. Эти факторы: экстенсивное развитие
экономики, резкое уменьшение рабочей силы в послевоенные годы, демографический спад, гарантировали молодежи успешный жизненный путь и реализацию поставленных жизненных планов. Поэтому, начиная с 60-х годов, жизненные планы молодежи становятся практически обязательным компонентом любого исследования, посвященного проблемам молодого поколения.
В социологической науке образовались целые школы, которые разрабатывали данную тему: уральская (Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов), ленинградская (В.Т. Лисовский, В.А. Ядов), прибалтийская (М.Х. Титма и другие), новосибирская (Д. Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин). Предпосылкой для их создания послужили работы В.Н. Шубкина. Он первым обратился к исследованию проблем жизненного старта и жизненных планов молодежи еще в 1962 году. Исследование проводилось им в 3 этапа: пилотажное исследование выпускников средних школ (1962 г.), массовое исследование (1963 г.), повторные исследования в том же объеме и по тем же объектам. В последствии в Новосибирске образовалась целая школа, в чьи научные интересы входило изучение жизненных планов молодежи и выбора профессии. Однако все исследователи на протяжении многих лет изучали динамику «личных» планов старшеклассников, выпускников школ и учреждений начального профессионального образования (ПТУ). Получается, что окончание средней школы автоматически приравнивалось к этапу «вступления в жизнь», началу жизненного пути. На современном этапе период жизненного старта молодежи растягивается, и период окончания вуза