Ви є тут

Природа шоу как массовой псевдокоммуникации

Автор: 
Стаметов Виктор Владимирович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
179
Артикул:
193364
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ШОУ КАК
МАССОВОЙ ПСЕВДОКОММУНИКАЦИИ.......................... 15
§ 1. Природа и атрибуты шоу..................... 15
§2. Структура шоу............................... 31
Глава II.. ФЕНОМЕН ШОУ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ..................... 57
§1. Истоки шоу-технологий....................... 58
§2. Шоу в эпохи Просвещения и Нового Времени.... 87
§3. Современный период развития шоу-технологий. 105
Глава III. ОСОБЕННОСТИ ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ШОУ..................................... 124
§ 1. Специфика количественного исследования шоу. 124
§2. Специфика качественного исследования шоу.... 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................162
ЛИТЕРАТУРА...................................... 166
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Шоу, выражающие качественно особые, омассовленные аспекты духовной жизни общества, вовсе не сводимо к социально-психологическим современным тенденциям духовной жизни, имеет, по представлениям автора, древнюю историю и достаточно мощные причины своего воспроизводства. Назовем лишь наиболее яркие из таких причин:
- во-первых, эго общая необходимость своеобразного «тренинга социальной покорности», самой готовности некритичного выполнения социальных ролей. В истории такая необходимость выражалась во множестве причудливых форм, но всегда воспроизводилась, причем начиная с архаичных обществ;
- во-вторых, даже стартовые технологии шоу всегда были ориентированы на воспроизводство самой возможности харизматического лидерства (например, в форме теофанийного «явления чуда»). Подчеркнем, что такой тезис обобщает как бы две встречные волны процессов: стремления межгрунповых лидеров расширить свои полномочия за счет собственной харизмы и знания законов нейролингвистического прохраммирования, - желания охромных масс людей иметь готовые поведенческие решения и идеал; актуальность изучения таких процессов очевидна;
- в-трстьих, шоу провоцируется самой логикой углубления отношений частной собственности, современном их оформлении на символьном уровне, - например, в сфере рекламы, где шоу все чаще применяется как форма скрытой рекламы даже не товара, но его симулякра;
в-четвертых, шоу приобретает современные, весьма разнообразные, формы еще и как некая результирующая
16
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ШОУ КАК МАССОВОЙ ПСЕВДОКОММУНИКАЦИИ
§1.Природа и атрибуты шоу
Принимаемая автором трактовка природы шоу как качественно особой массовой псевдокоммуникации имеет не только давнюю историю, но и особую логику исследования. Такая логика подразумевает наличие нескольких этапов:
- выявление сущности массовой коммуникации вообще;
- изучение условий, социальных факторов (экономических, культурных, политических, социально-психологических), определяющих вероятность и порядок саморазвсртывания таких массовых пссвдокоммуиикаций; определение, даже в самом общем виде, этапов (фаз) такого саморазвертывания;
- выявления специфики качества именно шоу в духовной жизни общества.
Таким образом, стартовая методологическая проблема для данного раздела исследования - попытка описать общий характер и сущность массовых коммуникаций и псевдокоммуникаций.
В данном разделе автор не ставит себе целью описать историю вопроса уже потому, что такие попытки уже не раз предпринимались22, причем автор считает их успешными, не требующими дополни тельного комментария. Отметим лишь наиболее глобальные методологические подходы к проблеме природы духовных коммуникаций.
22 См.: Федоров И.Д. Пролегомены социологии духовных коммуникаций. Спб., 2007; Кашкин В.Б. Введемте в теорию коммуникации: Учеб. пособие. - Воронеж., 2000; Шарков Ф.И., Родионов Д.А. Социология массовой коммуникации. М. 2002 Василик М.А. Основы чеории коммуникаций. Учебник. М., 2005; Соколов А.Л. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. - СПб., 2002; Почеицов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2006: Бориснев С.В. Социология коммуникации. М., 2003.
17
Первый из них условно можно назвать «макиавеллистским», хотя элементы его можно определить и в предшествующих Возрождению эпохах (в «Записках о галльской войне» Г. Цезаря, в последних работах Платона и раннем творчестве Аристотеля, и т. д.)- Выделим общие положения, типичные для такого подхода.
Любая массовая коммуникация (но крайней мере, большинство из них) выражает наивное и обычно не слишком проявляющееся желание «чуда», - или того, что кажется толпе «чудом». Грамотный политик использует такую тягу в своих целях. Иными словами, он «организует чудо», приобретая тем самым харизматичность. Таким образом, массовая коммуникация трактуется как акт суггестии, взвешенного нейролингвистического программирования (далее — НЛП) массового сознания.
Разумеется, таково может быть лишь самое общее описание методологического подхода. Во многих более поздних теориях такая картина детализируется (теория НЛП, шизоанализ, теория психологического поля К. Левина, теория РИ.)23; таким образом, «макиавеллистский» подход надо признать господствующим. Его достоинства очевидны и сводимы, в основном, к тому, что он прямо подразумевает анализ «технологий массового коммуницировапия», выводит последнее в фокус собственно социологического анализа.
См.: О’Коннор Д., Сеймор Д. Введение п нейролингвистическое
программирование. Челябинск., 1997; Бэндлср Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы. М., 1999; Бэндлер Р., Гриндер Д.. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий: Псрев. с англ. Воронеж., 1995; Бэпдлер Р., Гриндер Д. Семейная терапия и НЛП. М., 1999; Бэндлср Р., Гриндер Д. Структура .магии. СПб., 1996; Бэндлср Р., Гриндер Д. Трансформэнпш. 2000.; Бэндлер Р., Гриндер Д. Формирование транса М., 1994; Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М., 1999; Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. Спб., 2000; Дилтс Р. НЛП: Навыки эффективного лидерства. Спб., 2001; Дилтс Р. Стратегии гениев. В 3 т., М., 1998; Дилтс Р. Фокусы языка. Спб., 2000; Дилтс Р., Халлбом Т., Смит С. Изменение убеждений. Г1сихо1ехнологии уровня НЛП-Мастер. М., 1997; Делез Ж., Гваггари Ф.Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990; Левин К. Теория поля в социальных науках. М., 2000; Лефсвр В.А. Рефлексия. М., 2003; Ольшевский A.C., Ольшевская A.C. Негативные PR-технологин. М., 2004; Агн У., Кэмерон Г. Самое главное в PR. СПб., 2004