Ви є тут

Социокультурные особенности реализации двухуровневой подготовки в российской системе высшего профессионального образования

Автор: 
Гаязова Эльвира Баязитовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293360
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы трансформации 19
высшего профессионального образования в условиях перехода на двухуровневую подготовку
г
I
1.1 Теоретические подходы к исследованию трансформации 19 высшею профессионального образования как объекта социологического анализа
1.2 Образование и процесс культурного воспроизводства 52
Глава 2. Социокультурные модификаторы перехода на систему 75
«бакалавриат-магистратура»
2.1 Вариативность национальных моделей двухуровневой 75
подготовки
2.2 Нормативно-ценностное обеспечение перехода на 100
двухуровневую подготовку в российской системе высшего профессионального образования
2.3 Специфика общественного модуса двухуровневой подготовки в 136 российских вузах
Заключение 184
Список использованных источников и литературы 191
Приложения 218
2
Введение
Актуальность исследования. Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает, вместе с тем, общие тенденции мирового развития, что актуализирует необходимость существенных изменений в системе отечественного образования.' Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран, однако социально-экономические реалии современности требуют трансформации системы образования и дифференциации выпускников по уровню компетентности.
Руководители федерального органа управления образованием выделяют следующие проблемы высшего профессионального образования: система образования готовит кадры для «уходящей» экономики; происходит коммерциализация образования; в ответ на информационную трансформацию меняются технологии образования; происходит поколенческий разрыв.2 На основе данных социокультурных особенностей современного российского высшего профессионального образования происходит процесс перехода на двухуровневую подготовку, актуализированного не столько присоединением России к Болонскому процессу, сколько современными экономическими и социальными реалиями, предполагающими получение образования в течение всей жизни и профессиональную мобильность.
Система образования как фактор культурного воспроизводства определяет и реализует изменившиеся потребности общества и государства, формирует социокультурное пространство. В социокультурных условиях противоречивого информационного пространства, падения ценности высшего образования становится актуальным анализ социокультурных особенностей реализации двухуровневой профессиональной подготовки.
* Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года / Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Волков А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Эксперт. 2007. № 32 (573). 1ЖЬ: Ьпр:7Аущуу.ехре11.ги/рппП55ис5/ехрег1/2007/32л,у5511ее оЬга/оуат'е 2008/ (дата обращения: 11.12.2008).
3
принципов. Меняется идеология академического сообщества, социального сектора общества (т.е. всего населения страны), в сознании людей начинает определяться и формироваться глобальное мировоззрение. Образование как фактор культурного воспроизводства меняется по следующим направлениям: организационно-технологически (внедрение новых технологий обучения, изменение системы управлением образовательного процесса, формирование правовой части образования, распределение образования, начиная со школьного на основе преемственности и т.д.), ценностно-психологически (принятие новой системы образования и глобальной системы образования академическим сообществом, населением страны, умение адаптироваться и продолжить профессиональную деятельность и развивать навыки обучения в течение всей, жизни и т.д.). Даже приведенный перечень изменений, происходящих в нашем обществе, позволяет судить о динамичности изменений в образовательном пространстве.
В диссертационном исследовании в определении социокультурного пространства будем использовать дефиницию «социальное поле» в значении не жесткой «твердой» системы, а, скорее, как «мягкое» поле взаимоотношений. Согласно теории П. Штомпки, социальная реальность предстает межличностной реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обменов, отношений личной преданности. Иными словами, она является специфической общественной средой, или ткаиыо, соединяющей людей друг с другом.1 Это поле метафорично можно представить как почву, которая имеет множество слоев, накопленных за всю историю, имеющих различные цвета и химический состав. Так же и социальное поле выступает не просто одним слоем взаимоотношений.
П. Штомпка предложил четыре измерения данного поля: идеальное, нормативное, интеракционное и возможное. Существуют четыре вида ткани (или сети), возникающие в обществе: сплетение идей, правил, действий и интересов. Взаимосвязанная сеть идей составляет идеальное измерение поля,
1 Штомпка П. Социология социальных изменении; пер. с англ. М., 1996. С. 26.
27
его «социальное сознание». Взаимосвязанные сети правил образуют нормативное измерение поля, его «социальные инструкции». И идеал, и нормативное измерение вносят свой вклад в то, что традиционно рассматривается как культура. Взаимосвязанные сети действий составляют интеракционное измерение поля, его «социальную организацию», а сети интересов (жизненные шансы, возможности, доступ к ресурсам) - измерение поля по шкале возможностей, его «социальную иерархию». И интеракционное, и возможностное измерения вплетаются в то, что в прямом смысле можно назвать социетальной тканью.
По определению П. Бурдье, социальное пространство - это «ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними, а также по относительной позиции: сверху, снизу или между, посредине».1 Культурное пространство неразрывно связано с социальным. Культура — это совокупность относительно устойчивых идей и представлений о желаемой форме социального порядка и отношений людей, разделяемых большинством членов данного общества, а также символических форм коммуникации. Идеи и представления, составляющие культуру, лишь условно можно назвать устойчивыми. Культурное поле является отражением основных характеристик социального ноля. В то же время культурное поле само играет активную роль в регулировании процессов, протекающих в социальном поле. Содержанием первого являются идеи и представления людей, а второго - их взаимодействие, которое может разворачиваться лишь в контексте этих идей и представлений. Действия и идеальные механизмы, управляющие ими, сплетаются в единое целое. Исходя из этого согласимся с II. Штомпкой и П.

Сорокиным и назовем это поле «социокультурным полем». Понятие
1 Социальное пространство и символическая власть. Часть третья // Социологическое пространство П. Нурдьс. URI-: liHp://bourdicii.name/contcnt/socialnoe-prostranstvo-i-simvo]icheskaia-v!nst# ednl (дата обращения: 23.03.2008).
2 Штомпка П. Социология социальных изменений;, пер. с англ. М., 1996. С. 28; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество; Общ. ред., сост. и преднел. Л. 10. Согомомов: Пер. с англ. М., 1992. 543 с.
28