Ви є тут

Социализация подростков группы риска в социокультурных условиях современной России : на материалах Ставропольского края

Автор: 
Иванникова Елена Дмитриевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293038
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»...................................................18
• I
1.1. Подростки «группы риска» как социокультурная группа.18
1.2. Рискогенные факторы социализации подростков «группы риска» в современном российском обществе..........................48
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ...82
2.1. Социокультурная среда Ставрополья как зона риска социализации 82
2.2. Социализация подростков «группы риска» Ставропольского края и их характерные черты в ситуации социального риска..........107
2.3. Пути нейтрализации рискогенных факторов социализации подростков «группы риска» в Ставропольском крае....................140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................166
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................171
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................188
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изменения социально-экономической, ситуации в России, произошедшие за последние десятилетия, привели к негативным последствиям в различных социальных сферах жизни. Одной из тенденцией в жизни общества стали изменения института семьи, следствием чего является неуклонный рост количества детей «группы риска» (социальных
• I
сирот, беспризорников, девиантов, преступников). Нарушаются механизмы социального контроля, возникает ценностная неопределенность и расширение связанных с ней ситуаций социальных рисков, имеющих как объективную, так и субъективную природу. Социальную опасность представляет то, что такие изменения сказываются на подростках как наиболее эмоционально уязвимой категории граждан. В этой связи актуализируется потребность в понимании того, какие социокультурные факторы, характерные для системных трансформаций российского общества, оказывают наибольшее влияние на социализацию подростков.
В современном российском обществе под воздействием факторов, обусловленных трансформационными процессами, сложилась рискогенная ситуация, осложняющая социализацию подростков и способствующая формированию «групп риска». Возникает необходимость осмысления ценностной системы, складывающейся у различных социокультурных групп подростков, особенно у подростков «группы риска».
Актуальность данной проблематики исследования определяется потребностью в знании особенностей и проблем подростков «группы риска» для определения системы превентивной и оперативной помощи семьям и подросткам, относящимся к «группам риска». Особенно это значимо для регионов, характеризующихся повышенной рискогенностыо, к которым, в частности, относится Юг России и особенно Ставропольский край.
Все вышесказанное обусловливает научную важность и практическую значимость исследования проблем подростков «группы риска» в социокуль-
19
ка»; Ю.А. Клейберг, И.Ф. Нестерова1 и др. называют детей «группой риска» и подростками с девиантным поведением, не отмечая различий между этими определениями; А .Я. Журкина, Е.Н. Землянская и др\ социально незащищенные подростки; М. Раттер и др.3 трудные дети и т.п.
При отсутствии единого подхода к определению понятия, общим для всех является выделение таких аспектов, как отклонение от общепринятых социальных норм и наличие различного рода отклонений в обучении, поведении, развитии.
В словаре русского языка «отклонение» означает «клониться в противную сторону», «сдвинуться в сторону» 4, в психологическом словаре «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам»5. В то же время, отклоняться от нормы можно как в положительную, так и в отрицательную сторону.
В понимании сущности и функций социальных норм мы будем придерживаться точки зрения Ю.А. Клейберга, который определяет норму как «особую общественную меру, правило» и «обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретноисторических условиях жизни общества»6.
Дети «группы риска» определяются нами как дети с нормальным развитием, но в силу ряда причин биологического, физиологического, генетического, социального характера имеющие слабые нарушения отдельных функ-
1 См.,иапр.: Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отююнения.-М.'Вита-Пресс,1997.-145; Нестерова И.Ф. Теоретические и практические вопросы взаимодействия и сотрудничества учителя с современной семьей’.Учебнос пособие.- Тверь,2000.
2 См.: Твоя профессиональная карьера : рабочая книга для учащихся 7-8 кл/ Т.В. Васильева, А.Я. Журкина. Е.Н. Землянская и др. -М.: ВИПМА, 1998.-48 с.
3 См.гРаттср М. Помощь трудным детя.м.-М.:Прогрссс, 1987.-424 с.
4 См.Южсгов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой.- М., 1989
5 См.:Г1сихология : Словарь/Под общ. Ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского
6 См.:Клсйберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения.-М:Вита-Пресс, 1997.-145.
20
ций мозга, которые, в свою очередь, вызывают отставание в учении и отклонения в поведении. Аналогичной точки зрения придерживается и Г.Ф. Кумарина. По мнению авторов, эти дети по состоянию психического здоровья, социального развития находятся в пограничной зоне между полосами возрастной нормы и патологии, их отклонения от нормы неоднородны.
Так, по мнению С.А. Беличевой, в «группу риска» входят «дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функции институтов социализации (семья, школа и т.д.)1 дезадаптация детей и подростков проявляется в виде трудновоспитуемости».
Т.И. Шульга и др.2 акцентируют внимание на том, что дети и подростки «группы риска» - это те, кто «в силу разных обстоятельств оказался без опеки и попечительства родителей» и характеризуются тем, что оказались в тяжелой жизненной ситуации, имеют отрицательный жизненный опыт в оценке себя и своих возможностей, плохо успевают в учебе, перенесли различные травмы (физические, психические, сексуальные), жили в асоциальных семьях и т.д. Эти обстоятельства выделяются в качестве решающего фактора формирования отклоняющегося поведения в психическом развитии личности подростка. Эта характеристика может быть приемлемой и для части подростков, обучающихся в обычных общеобразовательных школах, проживающих в семье. Выявление причин отклонений в поведении и обучении выступает вторичным по отношению к проблемам в психическом развитии у подростков, находящихся в рискогенной ситуации.
Ряд исследователей определяют подростков «группы риска» как «здорового ребенка, но не обладающего знаниями и умениями, чтобы справиться с требованиями, предъявляемыми ему родителями, учителями, детским кол-
1 См.: Бсличева С.А. Осноны превентивной психологии . - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1994.
2 См.: Шульга Т.И., Слот В., Спанярд X. Методика работы с детьми «группы риска». - М.: УРАО, 1999.