Ви є тут

Социокультурный анализ жизненных затруднений незрячего человека

Автор: 
Кузьмин Вячеслав Петрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000343386
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Жизненные затруднения незрячих людей как социокультурный феномен.
1.1.11езрячий человек в истории культуры. 12
1.2. Особенности жизненных затруднений незрячего человека. 21
1.3. Инвалидность как основа жизненных затруднений незрячих. 41
1.4. Трудности социализации инвалидов по зрению. 58 Глава 2. Содержание и характер жизненных затруднений незрячего человека.
2.1. Экзистенциальные жизненные затруднения незрячих. 67
2.2. Жизненные затруднения незрячего человека в семье. 92
2.3. Жизненные затруднения незрячего человека в социуме. 98 Глава 3. Социокультурная детерминация жизненных стратегий незрячих людей.
3.1. Смысложизненные и ценностные ориентации незрячих. 120
3.2. Социальная идентификация незрячих. 135
Заключение. 145
Список литературы. 150
Приложения. 169
з
Введение
Актуальность темы.
Современная социокультурная ситуация в России характеризуется структурными изменениями, связанными с глобальными процессами
модернизации, имеющими долгосрочный характер, что приводит к
деформации и разрушению механизмов упорядочения социокультурной жизни. Несформированность новых механизмов обостряет проблемы жизнедеятельности людей и особенно наименее защищенных групп населения, среди которых проблемы инвалидов наиболее существенны и нетипичны.
Рост численности людей с нетипичными жизненными ориентациями, социальным статусом и самочувствием в семье и обществе, проблемами образования, социального воспитания, культурными традициями,
необходимостью реадаптации заставляет рассматривать, это явление
значительным социокультурным феноменом не только XX в., но и XXI в.
В тоже время наблюдается непонимание социологического характера проблемы нетипичных групп (в том числе незрячих людей). На фоне многочисленных деклараций и мелких «подачек» имеет место пассивность в разработке социальных интегральных программ в этом направлении. Часто замалчивается тот вклад в социокультурную жизнь, который осуществляет любая возрастная нетипичная группа, со сниженными показателями здоровья, особой ментальностью, ее возможностью участия в передаче драгоценного опыта и традиций. Личность нетипичного человека в структуре социальных приоритетов важна не менее, чем сама проблема трансляции культуры от поколения к поколению.
Актуальность проблемы нашего исследования связана с переживаниями ряда социальных проблем: ухудшение или потеря зрения во многих случаях препятствует выполнению важных функций в сфере жизнеобеспечения (самообслуживания, ориентации в пространстве, способности к обучению, общению, трудовой деятельности и т.д.).
17
обычным не только в период возникновения доисторических культур, но и в гораздо более поздние исторические времена [46, с. 22].
В Древней Греции начинают складываться две основные тенденции отношения человеческого общества к незрячим людям: негативная и гуманная.
Так, в Древнем Риме, Спарте идеалом свободного человека был сильный воин, способный на любые физические испытания. Провозглашаемый культ здорового тела, формировал негативное отношение ко всем, кто не обладал такими качествами, в первую очередь - к инвалидам. О слепых и людях, имевших иные физические недостатки, говорили как о «бесполезных едоках» [187, с. 34].
Несколько иначе, чем в Спарте и в Риме, складывалось отношение к инвалидам в Древних Афинах. Здесь идеалом становится свободный человек с разносторонними гуманитарными знаниями, способный познать мир и утвердиться в нем через познание своего собственного «Я». Отсюда в Афинах полагали, что слепота ограничивает лишь восприятие внешнего мира, и, по сравнению со зрячими, слепые имеют ряд преимуществ, даже сохранялась легенда о том, что греческий философ Демокрит якобы ослепил себя для того, чтобы зрение не мешало абстрактному мышлению. Афиняне с особым уважением относились к незрячим, имеющим образование, а неимущие слепые получали денежную помощь.
Ведущим фактором формирования общественного сознания в период средневековья явилась религия, оказавшая глубокое влияние на все сферы человеческих взаимоотношений. В зависимости от того, как отдельные религии трактовали проблему физической неполноценности человека, определялась не только судьба инвалида, но и перспектива развития этих отношений в социуме.
Христианство призывало к милосердию, поощряло людей, оказывающих покровительство и помощь убогим и нищим, среди которых было очень много слепых. Не умея объяснить причины слепоты, церковь объявляла ее как «божью кару» за прежние грехи предков, либо за прегрешения самого слепого.
18
Буддийская религия, как и христианская, рассматривала слепого как человека, страдающего за свои 1рехи в настоящей или прошедших жизнях, поэтому идея о создании в Индии первой школы для слепых встретила в свое время огромное сопротивление со стороны общества. Вместе с тем, без особого сострадания к слепым относились в Китае и некоторых других странах Азии с буддийский религией.
Отношение мусульманской религии к слепым сходно с христианской, она также полагает, что слепые «отмечены аллахом», на них снизошел его дух. Во многих мусульманских государствах и сегодня слепой расценивается как «святой» человек. Особой популярностью пользовались слепые дервиши, хорошо знавшие Коран, и умевшие его толковать [46, с. 31 ].
В более позднее время, как указывает Гудонис В., Феоктистова В.А., Финке Е., Баночек О. и другие историки, для незрячих начинают создаваться различные братства, объединения, учебные заведения. Главную роль о призрении слепых берет на себя государство.
Свои социокультурные особенности общественного отношения к незрячим имеются и в России. В дореволюционной России (до 1917 г.) слепые люди были практически вне поля зрения государства: им запрещалось посещать общественные места (театры и др.), кроме церквей, монастырей и базарных площадей. Запрещалось вступать в брак и обзаводиться имуществом, но дозволялось просить милостыню на территории всей Российской империи. Это касалось слепых из неимущих слоев. Отношение к представителям зажиточных слоев было иным. Так, например, российский князь Василий II (отец Ивана III), будучи слепым, управлял государством в течение 20 лет.
Первым и очевидным общественным выражением стремления российских инвалидов но зрению вырваться из вековых оков просителей, нищих, опекаемых считается создание по инициативе самих слепых трудовых мастерских. Во второй половине 19 века прогрессивные представители российской интеллигенции в предпринимательских и правительственных кругах осознали необходимость решения проблем инвалидов и начали