Ви є тут

Профессионализация как фактор социокультурной динамики

Автор: 
Арутюнов Вагик Еремович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272342
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................... 3
Глава I. Теоретико-методологические проблемы
исследования социокультурной динамики.........14
§ 1. Социальная дифференциация и стратификация
как основы социокультурной динамики.........14
§ 2. Роль социокультурных факторов в изменении направлений, темпов и механизмов общественной динамики............................34
§ 3. Профессионализм как социокультурное
качество человеческих ресурсов..........45
Глава II. Социокультурный анализ
профессионализации......................59
§ 1. Занятость и модели формирования
профессионализма........................59
§ 2. Особенности формирования и регулирования профессиональной культуры..............91
§ 3. Профессионализация и практики
социального исключения.................109
Заключение......................................128
Библиография
132
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Трансформация российского общества в условиях реформирования последнего десятилетия XX века и при вступлении в век XXI повлекла за собой изменения в политической и экономической ситуации, в сфере занятости, социальной и профессиональной структуре населения, в сфере образования. Это, в свою очередь, вызвало к жизни неоднозначные явления, которые оказывают противоречивое влияние на культуру, духовную жизнь общества и личности.
Претерпевают изменения и формы собственности, происходит социальная дифференциация, социальное расслоение, снижение уровня жизни подавляющей части населения, возникает социальная аномия. Все это не может не сказываться и на характере взаимодействия между индивидами, социальными группами.
Специфика социальных изменений в настоящее время состоит и в том, что «утверждение новой реальности происходит под эгидой повышения роли субъективности, внутреннего мира человека как главного источника социального развития»1.
В условиях возрастающего внимания к культурологическим, в самом широком смысле, факторам развития общества, к формированию и роли индивидуальных практик, и в то же время при наличии неопределенности, неустойчивости развития, когда выбор успешных стратегий достижения тех или иных целей затруднен, общество предъявляет определенные требования к качеству человеческих ресурсов, постулирует меритократические принципы и механизмы социокультурной динамики, в основе которой лежит формирование социальной структуры, профессиональных групп, а также
1 Андреев Э.М. Новейшие российские реальности: интегративный подход. // Гуманитарный ежегодник. Р.-на Д., 2002
14
ГЛАВА I. Теоретико-методологические проблемы исследования
социокультурной динамики
§ 1. Социальная дифференциация и стратификация как основы социокультурной динамики общества
В главе раскрывается содержание проблемы, уточняется понятийный аппарат и предметная область исследования, проводится анализ и определяются приоритеты в подходах к изучению социального неравенства, дифференциации и стратификации общества, социальные аспекты взаимодействия культуры и общественных реформ, воздействие новых социальных ценностей на феномен духовной культуры, рассматриваются модели социальной и профессиональной структур общества, исследуются различные формирующие факторы, из них выделяются социокультурные, прежде всего духовные (мотивации, ценности, оценки, особенности духовной идентификации со слоями и группами социальной структуры современного российского общества), определяющие динамику процессов в этих структурах; исследуется становление и развитие профессионализма как социокультурного качества человеческих ресурсов, его отражение в духовной жизни.
Исследование социокультурной динамики общественных систем, их структур и институций, а, главное, социального самочувствия, системы ценностных ориентаций, невозможно без многофакторного и многомерного анализа слоев (страт), социальных групп, выделяемых по тем или иным признакам как субъективно (с позиций уяснения характера взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества), так и объективно, на основе детерминант социального пространства. С позиций социокультурного подхода к динамике общественных трансформаций открывается такой срез жизнедеятельности общества, в котором положение индивидов и групп в социальном пространстве рассматривается в диалектике внутреннего и
15
внешнего, факторов и выражений сущности и ее изменений, выявляются показатели дистанцирования индивидов и групп, изменения их позиций, условия переходов и качественные характеристики самих этих перехода (социальной мобильности). Поскольку мы здесь опираемся на деятельностный подход к рассмотрению культуры, то в поле зрения попадают как цели и мотивы деятельности, так и ее результаты как по отношению к обществу (структура), так и по отношению к субъектам деятельности (профессионализм).
Однако социальное пространство отнюдь не плоскостно. Причины социального неравенства разнообразно, но при этом можно выделить иерархию детерминирующих факторов, а можно рассмотреть их как лучи разной длины, исходящие (или же пересекающиеся) из той точки (или в этой точке) пространства, которой будет определяться положение конкретных индивидов. Понятно, что неравнозначны и неравнообъемны понятия «класс», «страта», «слой». Понятие «класс» определяет базовые условия социального взаимодействия (скажем так, «онтологическую» составляющую положения в социатьном пространстве). Страты, слои — социальное взаимодействие скорее по функциональному признаку. Следует подчеркнуть, что дифференциация не всегда и не во всех отношениях ведет к стратификационным процессам, понимаемым как иерархизированная организация общества. Соответственно, и проблема социального неравенства приобретает свойства амбивалентности и возможно выделение регулируемых и неподдающихся регуляции, а требующих замены, факторов, генерирующих и воспроизводящих неравенство. Не исключение — социокультурные.
В мировой пауке о культуре сегодня ставятся вопросы о том, что «мы терпим и даже защищаем структуры и экономическое поведение, генерирующие чрезвычайное неравенстов и социальное отчуждение, что постоянно возрастают трудности сосуществования культур, без конца осложняемого несправедливостью стремлением к господству, на основе