Ви є тут

Особенности формирования культурной идентичности представителей русскоязычной диаспоры в мусульманских странах

Автор: 
Киммель Надежда Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301906
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................3
1. Теоретико-методологические основания культурной идентичности и диаспоры...................................14
1.1 Понятие культурная идентичность в социогуманитарных науках 14
1.1. Диаспора как социологическая категория.......................47
2. Современное состояние культурной идентичности представителей русскоязычной диаспоры в мусульманских странах и факторы ее формирования................................ 82
2.1 .Специфика культурной идентичности представителей русскоязычной
диаспоры в мусульманских странах в современных условиях..................................................82
2.2.Факторы формирования и типология культурной идентичности представителей русскоязычной диаспоры........................113
Заключение.......................................................163
Список литературы................................................169
2
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы. Современный этап общественного развития, характеризуемый объективными глобальными тенденциями, ознаменован существенными преобразованиями в экономической, политической, социальной, культурной и других сферах. Глобализация, с одной стороны, открыла невиданные ранее возможности для расширения коммуникативного и культурного пространства, для обогащения человечества новыми знаниями и технологиями, а с другой - породила множество серьезнейших проблем деструктивного характера. В условиях глобализации происходит унификация культуры, стираются межнациональные культурные границы, утрачивается культурная самобытность народа. Высокая миграционная подвижность населения ведет к существенным переменам в этнической, религиозной, культурной картине мира, в психологии человека и в его образе жизни. Современные средства массовой информации разрушают прежние культурные и социальные институты, которые формировали идентификационный процесс. Это зачастую приводит к путанице мировоззренческих оснований, подрыву жизненных ориентиров и ранее важных общечеловеческих ценностей. Политика мультикультурализма, преобладание космополитических взглядов и резко выраженный индивидуализм ведет к отказу от национальных традиций и культуры, что существенно отражается на сохранении культурной идентичности всей нации. Подобные процессы, размывающие традиционные основы культурной идентичности, в целом существенно воздействуют на идентификацию отдельных людей и целых социальных групп во всех современных обществах. Неспособность народа справиться с внешним социокультурным разнообразием, отсутствие жизненной модели, целей и идеалов жизнедеятельности приводит к кризису идентичности. Культурная идентичность в ситуации доминирования информационных технологий и средств массовой информации превращается в центральную и повседневную проблему не только для каждого человека, но и для всей нации.
3
В традиции метафизики от Аристотеля до наших дней идентичность есть характеристика бытия, более фундаментальная, чем различие. Так, М.Хайдеггер, как и греки, на которых он непосредственно опирается, понимает под «идентичностью» всеобщность бытия. Всякое сущее тождественно самому себе, и, постольку, поскольку оно есть сущее, -всякому другому сущему11. Таким образом, мы видим, что идентичность исключает различие, ведь она исключает иное бытие, а вместе с ним и то, что выступает причиной инаковости,- изменение.
Современная философия во многих трудах определяет идентичность как то, что мы можем определить, когда сравниваем что-нибудь с ним же самим, но существующим в другое время и в другом месте. Идентичность это и также то, что мы видим в другом месте в другое время, подобное и не отличимое уже имеющемуся. Поэтому, мы уверены, что это есть то же самое, а не что-то другое. Можно также отметить, что мы сравниваем настоящее и прежнее состояние этой личности. И на основании этого сравнения делаем вывод, что, если обе эти личности, одна из которых безотносительно другой существует во времени, перенести в настоящее, то мы будем иметь два абсолютно одинаковых индивида. Но две абсолютно одинаковых личности не могут существовать в настоящем, и, соответственно, это один и тог же человек. На основании данного рассуждения мы формируем понятие идентичности, как нечто соотносимое и имеющее отношение к обоим этим индивидам и создающее их неразличимую общность, не смотря на нахождение в разном временном и пространственном положении.
Проанализировав философский подход, можно выделить некоторые положения. Первоначально философские представления трактовали идентичность на основе субстанциональности, где ее основой выступал Бог (в рамках христианской онтологии). В Новое время, сформулировав идею тождества личности, в качестве основания выделяется сознание, впечатление, свобода. В дальнейшем проблема идентичности решается в терминах
11 См.: Хайдеггер, М. Идентичность и дифференциация» // Бытие и время. - М.: Мысль, 1997. С. 403
17
сообиценности. Идентичность с философской позиции (лат. identificare — отождествлять, позднелат. identifico — отождествляю) — соотнесенность чего-либо («имеющего бытие») с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом качестве («наблюдателем», рассказывающим о ней себе и «другим» с целью подтверждения ее саморавности). Таким образом, суммируя вес вышесказанное, мы приходим к заключению, что рассмотрение «идентичности» только с философской позиции недостаточно для полноценного исследования данного феномена, так как, на наш взгляд, становление идентичности - это многоуровневый процесс, нежели обычное отождествление, в котором немаловажную роль играют психологические, культурные процессы, а также процессы социализации, что предполагает рассмотрение данного феномена в более широком масштабе.
В психологии понятие «идентичность» долгое время не использовалось (так, оно отсутствует в словаре 3. Фрейда). Однако отсутствие понятия не означает, что соответствующая проблематика не обсуждается в психологических науках. Психоаналитическая теория З.Фрейда (А. Фрейд,
З.Фрейд, Э.Фромм) исходит из разработок 3. Фрейда12. Он говорит об идентичности, выдвигая свой знаменитый тезис «где было Оно, должно стать Я» (wo Es war, soll Ich werden). С появлением и распространением психоанализа происходит существенный поворот в осмыслении феномена «идентичности». Если раньше вопрос состоял в том, как ее обнаружить, то теперь проблема смещается в другую плоскость: наше «истинное Я», то есть собственно идентичность не хочет быть обнаруженной. Если до Фрейда вели речь о том, как отделить подлинное содержание личности от наносного и неподлинного (таков пафос и философии существования, и экзистенциально-феноменологической герменевтики, и марксистской борьбы с
:2 См.: Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов / Сост.и общ. ред. Л.Л. Яковлева.- М.: Политиздат, 1989.- С. 94-142; Фрейд, 3. Введение в психоанализ: лекции./ Отв. Ред. И.Т. Фролов, М.Г, Ярошевскнй.- М.: Республика, 1995; Фрейд,3. Художник и фантазирование/ Под ред. Р.Ф. Додсльцева, K.M. Долгова. -М.: Наука 1995.
18